В России за чертой бедности живут около 23-х миллионов человек. Их доходы ниже прожиточного минимума, 10-ти тысяч рублей, или 42-х тысяч тенге в месяц. Численность малоимущих выросла за последние два года на семь миллионов человек. Экономисты винят в этом, прежде всего, рост цен. Власти решили ввести в качестве помощи населению продуктовые карточки, сообщает 24.kz.
Идея не нова. В США карточная система действует с 1939 года.
Поход в магазин для Марии Васильевны – событие грустное. С каждым разом авоська из магазина все меньше. И в ней только самое необходимое. Пенсионерка гадает, получит ли продуктовую карточку, о которой уже слышала в новостях. Она даже успела прикинуть, что купила бы.
Мария Петрова, пенсионерка:
— Творожок! Приходится экономить. Творог, особенно натуральный, дорогой. Орехи грецкие, изюм, фрукты. Всю пенсию сюда приношу.
Слова «продуктовые карточки» пугают тех, кто помнит конец 1980-х – начало 1990-х с талонами на хлеб, колбасу, чай, «одна пачка в одни руки». Но если в Советское время через систему талонов распределяли дефицит, то есть когда деньги у населения вроде бы есть, а купить нечего, то сегодня карточки – это мера по борьбе с бедностью, когда продуктов много, а денег – не очень.
Карточками по типу банковских можно будет расплатиться в магазине. Но купить алкоголь или деликатесы не получится, как и обналичить средства или отложить их про запас. По истечении определенного срока они просто сгорают. Основной смысл программы – помочь нуждающимся улучшить рацион питания за счет свежих продуктов.
Александр Лифинцев, представитель минпромторга РФ:
— Прежде всего, это продукты питания с недлительным сроком годности. Мы исключили крупы, консервы. Это мясная продукция, молочная, рыбная, овощи, фрукты, ягоды, зелень, птица, яйца.
Продуктовые карточки должны были появиться по всей России уже буквально через пару месяцев. Однако выяснилось, что придется еще немного подождать. Система, которая должна связать производителя, продавца и покупателя, слишком сложная и требует доработки. Правительство с помощью этой программы хочет также поддержать местных производителей. В выигрыше, как ожидается, будут от увеличения спроса и торговые сети.
Сергей Левин, заместитель министра сельского хозяйства РФ:
— Поддержка производителя сельхозпродукции на том или ином этапе начинает упираться в ограничение платежеспособного спроса. Можно произвести на миллион, на два миллиона тонн какого-то вида продовольствия больше, но его нужно продать. Программа внутренней продовольственной помощи эту задачу решает.
Пилотный проект уже запустили в Бурятии, Мордовии и еще в 5 областях страны. Там сумма поддержки – 1 000 рублей на человека в месяц.
Хотя в России за чертой бедности живут почти 23 миллиона человек, пока речь идет о 16 миллионах, которые смогут получить эту помощь от государства и только после тщательной процедуры отбора. Авторы программы хотят быть уверенными, что помощь достанется только самым нуждающимся.