Если парочка «кайратовцев» и дальше будет бегать от повесток военкомата по футбольному полю, их дела могут передать в прокуратуру.
Самый крутой футболист Казахстана, Бауыржан Исламхан, может за 15 тенге перейти на год в ЦСКА. Два титулованных полузащитника алматинского «Кайрата» — 22-летний Бауыржан Исламхан и 26-летний Улан Конысбаев — на днях получили гневные повестки о призыве в армию. Управление по делам обороны Тараза предупредило спортсменов: в случае неявки их дела будут переданы в прокуратуру.
Таким образом, не исключено, что Бауыржан Исламхан, трансферная стоимость которого составляет 600 тысяч евро, и Улан Конысбаев, который стоит 300 тысяч евро, всего за 15 тенге (в такую цену мы примерно оценили себестоимость повесток) могут на целый год уйти в клуб первой лиги Казахстана — ЦСКА.
За комментариями мы обратились к военкому Тараза, подполковнику Ермеку Абдуллаеву.
— Почему ваш военкомат не может найти футболистов? Достаточно же приехать 25 октября в Алматы на центральный стадион и взять их там обоих тепленькими прямо после матча?
— Думаете, я из Тараза должен поехать в Алматы и ловить их?
— Ну вы же заинтересованы в том, чтобы они отслужили и исполнили свой гражданский долг?
— Нет-нет, заинтересованы. Мы — военкомат, у меня нет таких полномочий — где-то их искать. Я им дал только первую повестку, вот если на вторую повестку не придут, я передаю информацию в органы полиции для розыска, они должны их привезти сюда.
— Исламхану 22 года, Конысбаеву — 26. Почему повестка первая, если с 18 лет у нас идет призыв?
— Не знаю, я в этом году первый свой осенний призыв отправил, за прошлые года и прошлых военкомов не могу сказать.
— А могло быть такое, что все эти годы они где-то учились или семейное положение им позволяло не служить?
— Запросто. Высшее образование дает отсрочку… Конечно, могло.
— То есть то, что они сейчас получили повестки, означает, что у них нет отсрочки и они должны явиться?
— Да, так и есть. Они должны явиться для уточнения, медкомиссию пройти: годен или не годен. Даже они могут уйти не годными по состоянию здоровья. Повестка не означает, что мы их в армию заберем. Может, женаты, ребенок есть или другие причины. Если есть ребенок, в армию не забираем, отсрочка до 27 лет сразу.
— А если они уклоняются и дело передается в полицию, их находят, какая-то уголовная ответственность есть?
— Есть административная — за неприбытие. Если открыто будет уклоняться, говорить «не буду служить», — тогда будет уголовная ответственность.
— Какое наказание предусмотрено?
— Это влечет штраф 1000 МРП, это 1 миллион 980 тысяч тенге. Но если будет отказываться служить путем симуляции болезни, подлога документов, то уже могут и закрыть. Срок я вам не могу назвать, у меня уголовного кодекса под рукой нет. В данном случае я вызываю их в военкомат уточнить: может, у них есть дети, может, они студенты.
— Но они в срок, указанный в повестке, не явились, я так понимаю?
— Угу. Но это ничего страшного, они могут и попозже прийти, конечно. Но главное прийти. Я еще чуть-чуть подожду, конечно, уже вторую повестку дам.
— Чуть-чуть — это сколько? Неделю, месяц?
— Неделю где-то, дней 10.
— Это звезды казахстанского футбола, которые должны пример показывать, как нужно законы соблюдать.
— Так точно. Насколько мне известно, по адресу, где они стоят на учете, моим сотрудникам никто не открыл, дома никого не было, а соседи сказали, что они в Алматы. Так что повестки, скорее всего, остались неврученными.
— Но это же не освобождает их от службы?
— Нет, не освобождает, я буду вторую слать, я не отстану, пока они свои документы не предоставят, что у них есть законная отсрочка, я от них не отстану.
Если эта парочка «кайратовцев» все-таки пойдет служить в армию, то почти наверняка можно сказать, что попадет в армейский футбольный клуб ЦСКА. Для Айталапа Кургамбаева, начальника ЦСКА Минобороны РК, эта новость стала настоящим открытием, радости от того, что два титулованных игрока, возможно, целый год будут играть за футбольный клуб ЦСКА, он не скрывал.
— Нам стало известно, что двух игроков сборной Казахстана — Исламхана и Конысбаева — призывают в армию.
— Да вы что!..
— Есть повестки, по которым они не являются. Определено, что служить они будут в ЦСКА. То есть придут к вам.
— Ну, в ЦСКА — это еще не однозначно, мы-то отбираем самых сильных спортсменов.
— Ну это вообще-то звезды казахстанского футбола…
— …Хорошо, что вы это мне сообщили! Ну да, мы призываем ведущих спортсменов, которые необходимы нам. Скорее всего, их как граждан Казахстана призывают.
— А вы будете рады, если в клубе ЦСКА целый год будут играть звезды казахстанского футбола?
— Для меня неожиданно, что такие ведущие футболисты Казахстана призываются в армию в разгар сезона, когда идут матчи европейского уровня. Но, конечно же, будет интересно, если они сыграют в команде ЦСКА за Вооруженные силы.
— Если их еще найдут, поскольку ищет их военкомат Тараза, а живут они в Алматы…
— Вы-то должны знать, что не только они, призывают всех — и дзюдоистов, и боксеров, и футболистов, и хоккеистов, я думаю, так что это не такая уж и новость…
— Это естественно, но просто одному 22 года, второму — 26…
— И они не служили в армии?
— Получается, так. Исламхан вообще капитан сборной Казахстана, они должны своим личным примером показывать, как нужно законы соблюдать. Но это я так, философствую.
— Я с этим тоже согласен, но как болельщику спорта, мне будет жаль, если их призовут. Мы с удовольствием примем их в ряды ЦСКА, но сборная Казахстана, если их пригласят в ЦСКА, не останется без их помощи. У нас есть такие, кто служит в рядах ЦСКА и выступают за сборную Казахстана.
— А сколько они должны будут в ЦСКА играть? Год?
— Ну да, как это предусмотрено законом, если, конечно, у них нет отсрочки какой-то…
— Например, по состоянию здоровья…
— Ну вы знаете, для меня и для всех вообще это будет… Если по состоянию здоровья, играя в основной сборной Казахстана, они будут отсрочены…