Если государство приватизирует предприятия коммунальных служб и социально значимые объекты, то может ли оно считаться социальным? Этим вопросом задается журналист портала Qamshy.kz Дархан Мукан.
«Чего только нет среди 278 объектов, выставленных на продажу! Начиная от киностудии «Казахфильм» и Дворца Республики в Алматы и завершая «Жилстройсбербанком», ТОО «Қазақ энциклопедиясы» (Казахская энциклопедия), Финансовой академией Министерства финансов, тремя ведомственными санаториями МВД РК, малыми и крупными предприятиями «КазМунайгаза», «KEGOK», входящих в состав ФНБ «Самрук-Казына», социально-культурными объектами, подведомственными местным акиматам. Все это до конца 2016 года должно перейти в частные руки.
Большинство специалистов-экономистов с сомнением относятся к тому, что эта инициатива принесет хоть какие-то ощутимые доходы в бюджет или улучшит жизнь населения. В частности, известный экономист Канат Берентаев считает, что эта кампания ни что иное как расхищение того небольшого имущества, которое еще остается в собственности государства.
— Большинство предприятий, подлежащих приватизации, было передано в частные руки еще в начале 90-х годов прошлого столетия. В тот момент было продано все, начиная от зданий детских садов и заканчивая аэропортами и вокзалами. В прошлые годы большинство из них было выкуплено назад на средства государства. Нынешняя приватизация совсем непонятна. В список объектов, выставленных на продажу, вошло несколько высших учебных заведений и Академия гражданской авиации, — отметил экономист в своем интервью изданию «Эврика»…
Одна из причин такого утверждения кроется в том, что программа «Народное IPO», объявленная несколько лет назад, так и не смогла обрести всенародный характер.
В число приватизируемых объектов входят такие социально важные объекты как санатории, учебные заведения, детские сады и детские лагеря, а также предприятия, занимающиеся на местах оказанием коммунальных услуг, распределением тепла и электричества. Хотя
раньше эти предприятия были на балансе государства и финансировались из бюджета, тарифы на их услуги никогда не были низкими. А что будет, когда они перейдут в частные руки?
Не взлетят ли тарифы, которые раньше хоть как-то регулировались государством?
Вот что говорит об этой проблеме Канат Берентаев:
— Передача объектов коммунальной службы в частные руки – несправедливость.
Раз мы объявили себя социальным государством, то в какой-нибудь отрасли должна присутствовать социальная ответственность государства
— Существуют секторы, благополучие которых нельзя измерять такими экономическими понятиями как конкуренция, прибыль. Это – коммунальные службы, обеспечивающие электричеством, теплом и водоснабжение. Они должны оставаться в собственности государства и финансироваться из бюджета.
Итак, что толкает правительство выставлять на продажу предприятия, которые оставались в собственности государства или имели участие государства в уставном фонде?
Самая главная причина – нехватка средств в казне и неэффективность системы государственного управления. Для правительства, привыкшего опираться на нефть и экспортируемое сырье, падение цен на эти ресурсы стало тяжелым ударом.
Власть, жившая на широкую ногу за счет продажи сырья, в один момент попала в положение бедной семьи, сдавшей в ломбард последнее золото, хранящееся на «черный день» в сундуке
Грядущую приватизацию некоторые связывают с обесцениванием тенге. По их мнению, гиганты, занимающиеся экспортом сырья, сегодня за бесценок выкупят объекты, выставленные на продажу, а затем, когда положение экономики стабилизируется, обратно продадут их государству, но уже по другой, более высокой цене».
Источник: Qamshy.kz