Вице-министр здравоохранения и социального развития Светлана Жакупова посоветовала шахтерам менять профессию, не дожидаясь пенсионного возраста. Такое заявление чиновница сделала на встрече с карагандинскими регрессниками. А все из-за того, что они возмутились законодательной поправке, которая лишила их социальных выплат после выхода на пенсию и тем самым обрекла на нищенское существование, пишет «Новый Вестник».
В минувшую пятницу, 16 октября, в Караганду приезжала вице-министр здравоохранения и социального развития Светлана Жакупова. Она встречалась с шахтерами-регрессниками. У инвалидов, которые получили увечья на производстве, к чиновнице возникло много вопросов. Самый главный касался поправок в Гражданский и Трудовой кодексы, которые вступили в силу в мае нынешнего года. По ним работодатель обязан возмещать вред, причиненный здоровью работника, только до достижения им пенсионного возраста. А после 63 лет карагандинские шахтеры-регрессники, как и все остальные работники предприятий с тяжелыми и вредными условиями труда, должны жить на обычную пенсию.
— Мы недовольны этими поправками, считаем их антисоциальными! – заявил с трибуны регрессник Евгений Архипов. – Они ухудшают положение инвалидов. Потому что после пенсии нам отменят регрессные выплаты. Президент говорит о том, что надо выполнять все социальные программы, а вы идете ему наперекор! Мы настаиваем на пересмотре этого закона. Надо отменить поправки и вернуть тот закон, который действовал раньше.
Раньше те, кто получил увечья на производстве, могли рассчитывать на пожизненную компенсацию. Поэтому люди знали, что на старости лет им будет на что жить, покупать лекарства и проходить лечение.
— Светлана Кабыкеновна, когда мы у вас были, вы нам объясняли, что инвалиды и пенсионеры должны получать от 40 до 60 процентов своего утраченного дохода, – обратился к вице-министру регрессник Владимир Старожук. – Вы говорили, что это мировая практика. Но ни в одной стране, кроме нашей, нет такого, чтобы шахтеры по 25-30 лет работали под землей и уходили на пенсию в 63 года! Понимаете, после принятия такого закона мы уйдем на нищенскую пенсию! Мы работали в лаве, в опасных условиях! А вы нас приравняли к людям обычных профессий!
— Правильно! – кричали шахтеры-регрессники, сидевшие в зале.
— Поэтому мы настоятельно требуем пересмотреть закон! – продолжил Владимир Старожук. – Если ничего не будет принято, то мы оставляем за собой право обращаться в международные организации! Пусть они знают о нищенском существовании пенсионеров-инвалидов в Казахстане.
— Вот это правильно! – раздалось из зала.
Выслушав оратора, вице-министр здравоохранения и социального развития Светлана Жакупова взяла слово. Она отметила, что у регрессников не такая уж и маленькая пенсия. Правда, конкретных цифр чиновница не называла. Зато обратила внимание собравшихся на то, что пенсию им платят не только из республиканского бюджета, но еще и из Единого накопительного пенсионного фонда.
— Не учитывать выплаты из ЕНПФ – заблуждение, – сказала Светлана Жакупова. – Поэтому сначала надо суммировать все выплаты, а потом говорить о том, нищенская у вас пенсия или нет. Что касается поправок, то они были приятны на основании тех фактов, которые сложились не только на вашем предприятии, но и по всей республике. Это, во-первых, сплошная инвалидизация работников. И, во-вторых, мошеннические действия со стороны работников. Я говорю о том, что люди любыми путями хотят получить большую группу инвалидности для того, чтобы сходить в страховую компанию и получить выплаты. Такие факты были. По ним даже проводили проверки.
Светлана Кабыкеновна добавила, что социальная справедливость при расчете выплат регрессникам не нарушена. Поскольку, по ее словам, сумма государственной и накопительной пенсий как раз и составляет около 60 процентов от того заработка, который шахтеры получали, будучи здоровыми.
— Вы понимаете, уже давно специалисты высчитали, что шахтер может работать максимум до 50 лет! Это предел! – крикнул регрессник, сидевший в зале. – А теперь мы должны работать до 63 лет! Что вы с нами делаете? За что вы нас трясете? Вы что, хотите, чтобы мы подохли, как собаки?!
Выслушав эти слова, вице-министр не удержалась от ответа. Правда, своим заявлением она еще больше настроила горняков-инвалидов против себя.
— У вас есть право выбора! Вы можете оставить работу и поменять профессию, – ответила регресснику Светлана Жакупова. – По закону о пенсионном обеспечении вы с 50 лет можете пойти на профессиональную пенсию – заключить договор аннуитета. Вы знаете, что с прошлого года в ЕНПФ перечисляются обязательные профессиональные пенсионные взносы.
Таким образом, Светлана Кабыкеновна непрозрачно намекнула, что не стоило бы нашим горнякам прибедняться. Она-то знает, что у них были и есть одни из самых высоких зарплат в регионе. Да еще и работодатель каждый месяц отчисляет 5 процентов зарплаты в виде профессионального взноса в ЕНПФ. Правда, несмотря на это, регрессники не покупают аннуитеты. Они все больше ходят по депутатам и чиновникам в поисках справедливости.
Горняки-инвалиды хотят, чтобы изменили ухудшающий их материальное положение закон. Для этого, по словам вице-министра здравоохранения и соцразвития, уже создана межведомственная рабочая группа. Председатель общественного объединения регрессников Владимир Грачев попросил включить в нее карагандинских инвалидов труда. Потому что поправки в законодательство касаются их, а не сотрудников из министерства или Нацбанка. Светлана Жакупова пообещала обсудить это предложение с руководством, а потом сообщить нашим регрессникам. После встречи у людей появилась надежда, что злополучную поправку о выплатах до пенсии удастся отменить.