Хочешь быстрых денег? Открой турфирму! Законы Казахстана в сфере туризма таковы, что мошенникам здесь работается комфортно и удобно. А платим за все это мы. Как это прекратить? Об этом наш разговор с заместителем председателя правления «Фонда гарантирования страховых выплат» Мариной Шиповаловой.
— Марина Алексеевна, вопрос важный и сложный, который нас преследует уже не первый год. Какие, например, есть гарантии у людей, выезжающих на отдых в Турцию?
— Если человек сам позаботился о своих гарантиях, они у него будут. К сожалению, на сегодняшний день у нас в законе нет обязанностей гражданина защищать себя страхованием. В некоторую культуру вошло покупать страховку перед выездом в Турцию. Стоит она недорого. Особенно полезна в таких случаях, когда человек нахлебался воды, простыл. Тогда страховка спасает. Бывают смертельные случаи на отдыхе, и тогда страховка просто необходима. Потому что вывезти тело на родину очень дорого.
— Вы говорите только о медицинской страховке. А можно застраховаться от невылета самолета? Совсем недавно перевозчик объявил, что три чартера будут объединены в один. Кто-то полетел раньше, а многие потеряли 2-3 дня. Такие случаи предусмотрены?
— Сейчас все эти страховки добровольные. Кроме финансовой компенсации за потерянное время и неудобства он ничего не получит. На сегодняшний день ни туроператоры, ни турагенты персонально не страхуют каждого. Существует страхование в случае нарушения ими каких-то обязанностей. Но это не персонально. То есть не выдается страховой полис каждому туристу. Но каждый турист мог бы эти случаи застраховать самостоятельно. В связи с тем, что это не распространенные виды страховки, они достаточно дорогие. Два года назад мы просчитывали — средняя стоимость путевки в Турцию приметно 1500$ на человека. На каждого гражданина, который хотел бы оформить страховку от невылета и других неприятностей, страховка могла составить около 10%, то есть 150$. Можете представить нашего туриста, который уехал, с ним ничего не случилось, а 150$ пропали?
— И вынос тела не состоялся.
— За несколько лет люди привыкли к тому, что эта страховка может быть полезной.
— У нас к страховкам относятся наплевательски. Я знаю, что после селя, который прошел в Алматы, из 200 с лишним домов был застрахован всего 1. Как это назвать? Это безграмотность. Мы говорим о туристах. Я знаю, что страховые компании в связи с банкротством нескольких фирм могут понести большие убытки. Мне кажется, что-то здесь не налажено. Почему не отвечают туроператоры или турагенты?
— У нас туристическая отрасль связана с физическими лицами и оказанием туристических услуг. Люди платят за туристическую услугу, но гарантии, что они ее получат, нет. Единственная гарантия – страховка, которая предусмотрена законом об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности туроператора и турагента. Но она не должна покрывать мошенничество туроператора, который собрал деньги и уехал, а также не должна покрывать мошенничества его мировых партнеров. К сожалению, в Казахстане закон не всегда трактуется судами так, как написано. Либо для них страхование – достаточно серьезная тема, не понимая которую они принимают противоправные на взгляд страховщиков решения. Вы помните, что история банкротств началась в 2012 году? Первой фирмой, которая вылетела с рынка, была On Travel. У каждого оператора или турагента на тот период должна была быть элементарная страховка. Страховка их профессиональной деятельности. Например, туроператор неправильно заполнил ваучер. Или человек приехал в отель, а отель на него забронирован только через два дня. Кто будет покрывать эти два дня? Ошибки, которые допускает туроператор и есть его гражданско-правовая ответственность в рамках его профессии. Когда появился первый случай банкротства туроператора и возник этот убыток, люди, заплатившие 3000-4000$ требовали деньги обратно, а хозяин не мог их погасить. Вот тогда и вспомнили про страховой рынок. Страховщики должны платить! Суды начали принимать решения в пользу туроператоров и турагентов о взыскании со страховщиков взыскных сумм. Хотя мошенничество не покрывается страхованием ни в нашей стране, ни за рубежом. Такие иски не страхуются. Это уже из области других правоотношений внутри туристического рынка. Потом у нас был «Гульнар Тур». В этом году Travel System.
За 5 лет страховщики собрали порядка 397 млн страховых премий, а только по 2014 году выплатили 413 млн. На 1 августа этого года страховщики собрали 72 млн премий, а выплатили 207 млн.
Этот процесс нарастает лавинообразно. Нужны реальные меры, которые дадут страховому рынку возможность адекватно смотреть на убытки, которые им приносит туристическая отрасль, а туристической отрасли — возможность избавиться от паршивых овец, которые серьезную тень бросают на весь рынок. Дело даже не в страховании, а в том, что весь туристический бизнес – репутационный. Если у агентства или туроператора нет репутации, клиент к нему не пойдет.
— Понимаю. В связи с такими убытками страховые компании, наверное, вообще неохотно идут не то что на страхование, но и на контакт.
— Дело даже не в контакте. Все обязательства в рамках заключенного договора страховщики исполняют. Есть сильная тенденция переноса разговора страховщиков и туроператора и турагентств в судебные инстанции. У нас такой закон. Страховщик обязан сделать выплаты, если турагент или туроператор признал свою вину. Ну, если у него за плечами 40 млн.
— Я знаю, что вы с Казахстанской туристской ассоциацией разработали проект закона о новых отношениях.
— Это скорее не закон, а такой концепт, в рамках которого вся основная ответственность ложится на участников туристического рынка. Последние 2-3 года практика показывает, что в туристической отрасли нужно серьезное регулирование. Потому что на сегодняшний день вы, имея три копейки за душой, можете оформить страховой полис, получить лицензию, потому что основанием для выдачи страхового полиса является незначительный перечень позиций. И у страховщика нет инструментов отказать вам как новому игроку на рынке. То есть он обязан вам дать страховой полис, а это уже делает вас туроператором, турагентом. Можете себе представить – вы последние деньги, которые у вас есть, вкладываете в рекламу – и поток денег пошел. Но где ваша ответственность? Вас ничего не ограничивает. Вы можете собрать кучу денег, собрать чемодан и уехать, не отработав ни одного сезона. Так делают компании, которые на рынке по 8-10-15 лет. Это выгодная ситуация.
Сегодня туристический рынок – большая финансовая пирамида.
— Было предложение. Не знаю, насколько оно разумно в наших условиях, что туристические компании должны вносить какой-то депозит, который в случае форс-мажора или банкротства покрывал бы убытки. Это разумно?
— Это разумно. Но дело в том, что создание компенсационных механизмов все равно не будет компенсировать банкротства, причем преднамеренного банкротства тупоператора, который внес 3 копейки, а собрали 10 млн $. И если вы уйдете с рынка, всем пострадавшим выплатят те, кто остался. В данном случае механизм должен быть направлен не только на формирование финансовых гарантий пострадавшим, чтобы эти деньги выплатили. Они должны быть направлены на превентивные меры. То есть создать условия, в которых быть мошенником невыгодно. Дорого.
— То есть он должен вносить на депозит очень большую сумму?
— Дело не в большом депозите. Как говорят сами туроператоры, и мы им верим, рынок этот высококонкурентный. И чтобы выжить на этом рынке, нужно давать минимальную цену за продукт. А минимальная цена связана с очень небольшой маржой. Если нагрузить его дополнительными финансовыми гарантиями, то рынок просто уйдет. Вопрос в том, чтобы повысить качество туристических операторов. Travel System за прошлый год задолжали 1 млн $ компании-перевозчику. И компания при такой задолженности продолжала обслуживать рейсы по перевозке. Если бы об этом было известно раньше, можно было бы предпринять меры. Вопрос создания финансовых компенсационных фондов — это одна, хоть и большая часть. Она позволит оперативно решать компенсации туристам. Но этот рынок должен стать прозрачным. К туроператорам должны предъявляться требования. Они должны предоставлять отчетность в соответствии с международными стандартами. Отчетность должна контролироваться каким-то туристическим сообществом. Той же Казахстанско-туристской ассоциацией. Незначительные игроки, которые пытаются на пятачке существовать, должны найти для себя приемлемое решение, которое позволило бы им на уровне взаимного доверия в своей среде находить компании, которые готовы прокатиться за чужой счет.
— Здесь, наверное, речь идет и о реестре добросовестных турфирм, который у нас еще не ввели. А если мы уберем и туроператоров, и турагентов и начнем ездить сами? Насколько это удобно? И чем здесь может помочь страховая компания?
— Если мы говорим о том, что турист хочет ездить сам, то здесь должен быть определенный навык. В эпоху интернета не составляет труда ни заказать билеты, ни определиться с отелем. Технические средства позволяют производить дистанционный расчет либо гарантировать ваше проживание за границей. Здесь сложностей нет. Но этим пользуются грамотные люди.
— К этому мы стремимся. К этому мы придем. Я о страховых компаниях. Я пришел к вам. Во-первых, я расширяю свою медицинскую страховку. Потому что там небольшой перечень: «это мы не лечим, это тоже». То есть я должен подумать как ее расширить. Вы сказали, что можно взять страховку от невылета. Но это явно, если я беру регулярные рейсы.
— Если вы оформляете страховку по поводу себя, то этот риск будет связан только с вами.
— На работе меня не отпустили, мама заболела – это будет страховаться?
— Это и есть объективное обстоятельство того, что вы не вылетели. Или перевозчик задержал один рейс – вы потеряли одни сутки в отеле. Но когда составляется добровольный договор страхования, страховщик всегда учитывает свое такое право как регресс. То есть имеет право требовать ваши убытки с вашего обидчика – с отеля. Либо вы приехали, а на ваше место из корыстных целей кого-то заселили. А вас поселили непонятно куда. В этом случает тоже возможность требовать. Так как в данном случае вы выступаете страхователем. Вы сами за это платите. В принципе это возможно. Так как востребованность таких страховок в предыдущие годы была очень низкой, думаю, что страховщикам еще потребуется какое-то время на разработку этих продуктов. Надо понять статистику. Будет дорого, никто не будет покупать. Будет дешево – страховщик будет в убытке. Возможность выработать есть. Но на создание такого рыночного продукта потребуется время. Возможно, в следующем году.
— Мы попробовали вкратце ответить на некоторые вопросы. Потому что мы сталкиваемся с этим. До встречи!
Видеоверсию смотрите здесь.