Казахстан начинает терять рынок сбыта своей нефти в Европе из-за притока более дешевых сортов с Ближнего Востока.
В сентябре Саудовская Аравия — самый мощный производитель «черного золота» в мире — начала поставки нефти в Польшу через порт Гданьск. Как сообщил глава Роснефти Игорь Сечин, стоимость арабской нефти ниже российского сорта Urals.
«Саудовская Аравия активно демпингует, что является элементом изменения мировых цен.
Безусловно, борьба за рынки является на этом этапе одним из ключевых факторов», — сказал Сечин.
«Польша получила как минимум три партии. Скидка к Brent просто волшебная, — сообщил gigamir.net со ссылкой на «Рейтер». — Они хотят застолбить долю на рынке, в частности в Польше, перед тем как вернется Иран».
«Польша, как и большая часть Центральной и Восточной Европы, в течение длительного периода являлась клиентом российских и казахстанских нефтяных компаний, — приводит слова обозревателя Bloomberg Леонида Бершидского портал «Новое время». —
В прошлом году около трех четвертей польского импорта топлива приходились на Россию, остальное шло из Казахстана
и других стран ЕС. Тем не менее Польша прилагает максимум усилий, чтобы сократить зависимость ЕС от российских энергоносителей. 15 октября эта страна объявила о договоренности с Литвой, Латвией и Эстонией по строительству трубопровода через страны Балтии, что позволит гарантировать независимость от российских поставок. В такой ситуации новый и надежный поставщик – дар богов. Саудовцам, в свою очередь, нужно выходить за пределы Азии, где наблюдается падение спроса».
Почему саудитами была выбрана Польша? Потому что из Гданьска можно будет осуществлять поставки в Германию, чтобы составить конкуренцию российской нефти, идущей по нефтепроводу «Дружба».
По какой цене Саудовская Аравия предлагает нефть Европе — неизвестно. Но как сообщает Газета .ру, ссылаясь на данные аналитика банка «Уралсиб» Алексея Кокина, контракты саудитов с европейскими потребителями ориентированы на такие бенчмарки, как Brent и Dubai, цена которых сейчас составляет $48–49 за баррель. «И уже к этой цене саудиты могли предложить дисконт в $0,5–1 за баррель», — считает эксперт.
«Саудовская Аравия может безболезненно для себя добавить на европейский рынок около 1 млн баррелей в сутки»,
— полагает Кокин. Если это произойдет, доля России и Казахстана на рынке Европы снизится почти на треть.
Отметим, что в 1970-е годы Саудовская Аравия поставляла половину своей нефти в Европу, но затем Советский Союз построил нефтепроводы для поставок на экспорт нефти из своих многочисленных богатейших месторождений в Западной Сибири, саудовцы переключились на азиатские рынки, где начал расти спрос и где можно было рассчитывать на более выгодные цены. Доля Саудовской Аравии на европейском рынке нефти-сырца продолжала уменьшаться. В 2009 году она сократилась до минимума 5,9%, а доля России увеличилась в 2011 году до 34,8%. В последние годы Саудовская Аравия постепенно увеличила свое присутствие на западном рынке, в 2013 году ее доля составила 8,6%, но она никогда не пыталась пробовать свои шансы на польском рынке.
«Кремль и российские нефтяники давно почувствовали стремление Европы к энергетической диверсификации и занялись поиском новых рынков, — продолжает Леоднид Бершидский. — До начала 2000-х почти весь российский экспорт нефти шел в Европу. По состоянию на прошлый год эта доля сократилась почти до двух третьих:
На азиатских рынках Россия стала серьезным конкурентом для саудовцев. В мае поставки российской нефти в Китай даже ненадолго превысили поставки из Саудовской Аравии. Теперь, когда саудовцы вступили в безжалостную войну за долю рынка – не только с американскими производителями сланцевого газа, но и со всеми поставщиками, которые не входят в Организацию стран-экспортеров нефти – они нацелились на рынки, традиционно считавшиеся российскими.
Это может превратиться в более активную схватку двух крупнейших в мире экспортеров нефти,
отношения между которыми и так уже являются натянутыми из-за конфликта в Сирии. На данный момент ОПЕК и Международное энергетическое агентство предсказывают незначительное расширение в следующем году, но если китайская экономика продолжит показывать худший результат, чем ожидалось, рынок может оказаться чересчур тесным и для россиян, и для саудовцев. Экономики обеих стран нефтезависимы, поэтому от сохранения доли рынка зависит их выживание.
В 2014 году было отправлено на экспорт 62,5 млн тонн нефти, причем крупнейшие покупатели находятся в Европе. Как рассказал депутат сената парламента РК Михаил Бортник, крупнейшие покупатели в ЕС – Италия (25%), Нидерланды (13%), Франция (9%) и Австрия (7%). А в целом
сегодня Казахстан поставляет нефть в 30 стран мира
В 2013 году, по словам министра нефти и газа Казахстана Узакбая Карабалина, наибольшие объемы нефти в Европе также пришлись на Италию, Нидерланды, Францию и Австрию. Транспортировка по КТК составила 28,7 миллиона тонн, по маршруту Атырау-Самара — 15,4 миллиона тонн, Атасу-Алашанькоу — 11,8 миллиона тонн, 9 миллионов тонн было отправлено по железной дороге.