В Казахстане негласно, но очень активно проводится налоговая реформа. Если собрать по крупицам все то, что уже узаконено и то, что будет принято в ближайшее время, мы увидим: налоговая нагрузка способна сломать хребет еще неокрепшему малому и среднему бизнесу. При этом и каждый казахстанец будет обязан вносить немалую лепту за себя, родимого.
На прошлой неделе многие компании Алматы получили грозные письма от налоговых органов с требованием устранить «допущенные нарушения налогового законодательства». В частности в них говорилось о том, что «по результатам изучения и анализа представленной налоговой отчетности (…) установлено, что средняя заработная плата ниже среднеотраслевого показателя Алматы». Далее следуют ссылки на конкретные статьи Трудового кодекса, с соответствии с которыми работодатель обязан проводить индексацию заработной платы, исходя из уровня инфляции, а также в текст впечатана многозначительная ремарка: «Работодателю необходимо индексировать заработную плату в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги».
Ну а дальше – в духе надзорно-карательного органа:
«Исходя из вышеизложенного, — резюмирует налоговый инспектор, подписавшийся под уведомлением, — необходимо пересмотреть начисление заработной платы, обеспечить полноту отражения реального фонда оплаты труда и уплату налогов с заработной платы с 1 января 2015 года. Об устранении сообщить в отдел учета и анализа…»
Логика понятна – заплатить налоги задним числом по принципу: чем выше зарплата, тем выше налог
После того как информация о «письмах от налогового инспектора» была опубликована в социальных сетях, выяснилось, что подобные уведомления были не единичны и касались не только тех предприятий, которые начисляют своим работникам минимальные заработные платы – их получили сотни компаний с вполне адекватным фондом оплаты труда и, соответственно, внушительными налоговыми отчислениями. По сути, налоговые органы сделали массовую рассылку, обязав предпринимателей устранить «допущенные нарушения» в течение 30 рабочих дней или вообще как-то отреагировать, связавшись с отделом учета и анализа своей районной налоговой инспекции.
Юрист Александр Каплан предметно прокомментировал это грозное послание: «Вообще бред. Налоговики не полномочны проверять и контролировать заработную плату» и сослался на ст. 19 Налогового кодекса РК.
Предприниматель Галим Хусаинов на своей страничке в Facebook отметил, что «..видимо, совсем плохи дела, раз уже решили за работодателя решать, сколько он должен платить, а сколько нет. Трудовые отношения — это ДОГОВОРНЫЕ отношения. Если вы хотите бороться с конвертами, то боюсь огорчить, не в той стороне вы ищете».
Он уверен, что «минимальные заработные платы устанавливают в компаниях по причине бездействия компании, а меньше установить нельзя. И без директора нельзя. Поэтому камеральщику, который такие уведомления шлет, можно хотя бы посмотреть обороты. Если их нет, то понятно, что это бездействующая компания. А закрыть такие компании очень проблематично и требует больших ресурсов. А еще бывает так, что на компании числится имущество и существует эта компания только из-за этого имущества. И еще много-много нюансов. Думаю, вместо этого лучше обратите внимание на процедуры ликвидации компаний безболезненно и на простой камеральный контроль, дабы выяснить, работает компания или нет».
Неработающих компаний в стране действительно очень много. Согласно официальной статистике, в 2014 году в Казахстане насчитывалось 353833 зарегистрированных юридических лица. При этом практически каждая вторая компания (!) бездействовала (44,1%). Интересно, что количество юрлиц растет год от года, но количество неработающих увеличивается пропорционально! То есть,
в Казахстане необходимо облегчить процедуры ликвидации компаний, которые слишком бюрократизированы
Но это другая тема. Нас же волнует, почему вдруг налоговые органы активизировались в плане сборов. Неужели и вправду дела плохи?
Заглянем в статистику Министерства финансов РК: мы посмотрели исполнение государственного, республиканского и местных бюджетов по состоянию на 23 октября 2015 года и оказалось, что, действительно, налоговикам есть от чего волноваться. Лишь по отдельным статьям идет перевыполнение плана: по налогам на имущество, земельному налогу, налогу с транспортных средств. То есть это как раз те виды сборов, которые охватывают имущество – здесь нарушителей как со стороны населения Казахстана, так и со стороны субъектов бизнеса, надо полагать, меньше всего. Другое дело налоги, которые должны оплачивать именно компании, в этом сегменте полный недобор.
То есть очевидно, что субъекты бизнеса сокращают свое производство, оптимизируют расходы, в том числе на зарплату и платежи в бюджет, и вообще чувствуют себя не очень уверенно.
В то же время как бизнес, так и население Казахстана ожидает более жесткое налогообложение уже в перспективе ближайших двух-трех лет. Так,
рассматривается возможность повышения индивидуального подоходного налога (ИПН) с 10% до 12% к 2018 году
В тот же временной отрезок увеличится размер пенсионных отчислений работодателей в пользу работников с 10 до 15%. Планируется снизить порог постановки на учет по НДС, чтобы охватить не только средние компании, но и совсем мелкие. А если НДС, который в конечном счете отплачивают потребители товаров и услуг будет заменен на налог с продаж, то налоговые расходы населения вырастут еще больше. И еще один штрих — с введением обязательного медстрахования налоговая нагрузка увеличится не только на субъекты бизнеса, но и на каждого из нас (см. таблицу).
Схема перечислений разных категорий населения, работодателей и государства в Фонд обязательного медицинского страхования, в процентах
2017 | 2018 | 2019 | 2020* | 2024 | |
Работодатель, в пользу работников | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Работники | — | — | 1 | 2 | |
Самозанятое население | 2 | 3 | 5 | 7 | |
Государство за социально-незащищенные слои населения** |
4 | Нд** | Нд | Нд | 7 |
*В дальнейшие годы объем отчислений остается на данном уровне
**Разбивка по годам не представлена
***нет данных
Источник: Данные Министерства здравоохранения и социального развития РК