Охота на Аблязова с его активами на многие миллиарды долларов США стала одной из самых величайших саг нашего времени. Как происходил поиск и захват, что последовало после?
Авантюрная жизнь Мухтара Аблязова, беглого финансиста, объявленного расхитителем и мошенником, а также политической жертвы или козла отпущения, а также «непорядочного британского каторжанина» подошла к завершению в июле 2013 г.
К этому времени один из самых разыскиваемых Казахстаном людей, в отношении которого даже в лондонском суде был инициирован иск о финансовом мошенничестве и хищениях, наслаждался жизнью, даже будучи в бегах. Комфортно устроившись на «кудряво-плюшевой» вилле в Ницце, он находился в ожидании очень важного для себя гостя, точнее гостьи.
А в это время за тысячу километров в респектабельном лондонском районе Феттер-лейн имя Аблязова склонялось посредством множества всяких словесных комбинаций. Это было слушание по его делу, на котором председательствовал Николас Хамблен, один из членов судейского корпуса Верховного суда короны. На одной стороне от судьи сидели заявители — лондонская фирма «Хоган Ловеллс», действующая от лица «БТА-банка», когда-то крупнейшего, а сегодня достаточно потрепанного и убогого финансового института. На стороне противоположной расположилась женщина — высокая и исключительно стройная украинка в обтягивающем платье пурпурного цвета на застежке-молнии.
Аргументы банка были предельно просты: БТА был национализирован в начале 2009 г. на пике финансового кризиса, после чего еще два раза был переформатирован, потерял кредиторов и государственных денег на миллиарды долларов США. Банк утверждает, что из-за деяний Аблязова на посту председателя он из прибыльного и доверяемого регионального заемщика с более чем солидной базой частной клиентуры превратился, по сути, в схему Понци — Аблязов и подобранная группа «подельничков-пассажиров» международно-космополитического разлива создала жизнеспособную и головоломную по своей сложности сеть офшоров, раскинувшуюся от Европы до Карибов, от Штатов до Тихоокеанского региона, куда вывела активы и капиталы банка. Аргументы защиты вполне естественно говорят об обратном. Коллапс банка был вызван не преступными действиями его руководителя, а решением руководства Казахстана насильно национализировать банк, который к тому времени был совершенно здоров. И второе, на чем настаивает защита — иск является частью большой политической игры. Типа давным-давно Аблязов даже провел некоторое время в заключении за то, что осмелился создать оппозиционную партию. Соответственно, данный иск есть не что иное как попытка очернить потенциального политического оппонента.
Красивая блондинка прятала глаза за солнцезащитными очками и мелкими глотками пила воду. Когда судья Хамблен, подустав от всех подробностей сложных и запутанных схем, запущенных в действие Аблязовым, объявил перерыв на пару дней, она по королевски тактично ретировалась, одарив широкой улыбкой группу внешнего наблюдения, которая по заказу БТА-банка и под надзором двух юридических фирм Великобритании («Хоган Ловеллс» и «Джон Хауэлл и Ко») уже несколько месяцев отслеживала все ее передвижения и контакты. Слежка за ней началась еще в 2012 г., когда имя этой женщины стало появляться на финансовых документах группы компаний, официально и предположительно скрытно контролируемых Аблязовым. Со своей стороны она говорила всем, что является юристом Аблязова. Она недавно пережила развод и чаще всего ее можно было видеть на 21-м этаже Башни 42 на улице Оулд-Броуд-Стрит, где расположился офис компании «Истбридж Капитал» — инвестиционного холдинга, предположительно принадлежащего Аблязову, чтобы тасовать многомиллионные финансовые потоки по всему миру. Ее фамилия Тищенко. Следователи БТА установили, что ее, кроме взаимодействия заказчика и его юриста, с Аблязовым связывали еще и другие способы взаимных отношений.
Бывший супруг Тищенко при оформлении развода в исковых документах указал конкретное имя, в связи с которым решился на разрыв с супругой — Мухтар Аблязов. Соответственно, г-жа Тищенко была любовницей Аблязова.
А также следственная группа установила, что после того как Аблязов скрылся от британского правосудия, приговорившего его к 22-месячному заключению за неуважение к суду, именно Тищенко была его контактом и представителем. Поэтому было решено незаметно следовать за ней, просто надеясь на удачу. И она привела их в дом Аблязова.
Тищенко, искушенная в делах финансово-юридических, не разбиралась в тонкостях слежки и установления местонахождения беглеца, а тем более не могла эту слежку «срисовать». Поэтому многие ее действия в глазах суровых контрактников БТА-банка были трогательны и наивны — она вышла из здания суда и запрыгнула в черный кеб, который в течение нескольких часов кружил по Лондону и его окрестностям, прежде чем высадил пассажирку в районе аэропорта Гэтвик, где она проследовала на отложенный на несколько часов рейс в Ниццу. Оперативники отметили предусмотрительность Тищенко, знавшей, что рейс будет отложен и решившей использовать окно, чтобы возможную слежку «потаскать». Из аэропорта Ниццы она поехала на свою виллу, где из обтягивающего платья переоделась в еще более обтягивающую мини-юбку и туфли на высоком каблуке. Прилетев в Ниццу к часу дня, к трем она уже была на другой вилле. Наружка теперь двигалась пешим ходом и вооруженная оптикой практически сразу обнаружила знакомую мужскую фигуру, явно ожидавшую приезда Тищенко.
В бинокль была видна романтическая бородка-эспаньолка беглого банкира и выходной наряд в виде семейных трусов. На роскошной кровати, спроектированной в форме уютного грота, разбросаны лилии.
После 16 месяцев тяжелой и временами обескураживающе непродуктивной работы, БТА-банк нашел своего самого желанного человека. Весть о том, что расхититель тепленький и в одних трусах прячется в Ницце, была быстро передана заказчику. Ответ пришел также быстро — не спугнуть! Последующие две недели группа слежки буквально «выпасала» Аблязова в районе города Экс-ан-Прованс, где вскрылось наличие еще трех роскошных вилл, которые он арендовал, но постоянно проживал в самой роскошной, расположенной на удалении от моря, где устраивал рандеву с Тищенко. Тем временем юристы БТА успели подготовить пакет необходимых документов, который подали на рассмотрение местной главе юридического управления, госпоже Соланж Легра. В нем было указание на то, что на территории вверенной ей юрисдикции прячется беглый расхититель и мошенник Аблязов, а также были приложены все подкрепительные сведения. Последняя восприняла сообщение более чем серьезно и даже посчитала, что Аблязов мог содержать маленькую частную армию, что могло потребовать привлечения кого-то посерьезней частных сыщиков и местной чиновницы. 31 июля в среду
последовал арест, произведенный не кем-то, а спецназом французской жандармерии при поддержке разведывательного вертолета и средств силового штурма
Осмотр дома опасения госпожи Легра не подтвердил. Наемных солдат у Аблязова не оказалось. Сам он доедал завтрак и общался с Тищенко по скайпу. 2 сентября в Москве была арестована сама Тищенко, ей выдвинули обвинения в отмывании незаконно нажитых финансовых средств. Аблязов некоторое время оставался под арестом в одном из отелей города Экс-ан-Прованс и оттуда боролся против своей экстрадиции. Делались различные предположения, куда он может быть выдан, но чаще звучало, что скорее всего его заполучит Россия. На фоне борьбы России, Украины и Франции, а также Англии в связи с делом Аблязова, к его шельмованию присоединилась Соланж Легра, заявившая на одном из судебных заседаний, что он «преступник высшей пробы».
— Да, когда у вас так много денег, можно купить что угодно. Но нельзя купить французскую систему правосудия. И вам придется этому подчиниться. Бюджет всей системы юриспруденции Франции гораздо меньше суммы, выведенной Вами из России.
Признавая совершенно экстраординарные объемы времени и денег, потраченных на возбуждение нескольких дел против Аблязова, все-таки хотелось бы остановиться подробнее на следующих трех фактах.
Первое — мы мало знаем о самом Аблязове, а ведь он был центральной фигурой в формировании современного финансового имиджа Казахстана.
Второе — это сложный замес компаний, якобы предназначенных для хищений и вывода в офшоры средств банка.
И последнее — это демаркация общественного мнения на предмет виновен он или нет, невзирая на многотонные доказательства, собранные с обеих сторон и сам факт того, что дело разбирается не где-то, а в самом Верховном суде. Для некоторых французских и британских СМИ Аблязов — это Давид, в руках которого праща, которой он пытается попасть в глаз огромному Казахстану, который у него БТА-банк «отжал». Но в глазах большинства скорее всего он тот, кем его называют оппоненты — хищенец-невозвращенец, умыкнувший у Казахстана активов на 15 миллиардов долларов США в период с 2005-2009 гг..
В суде была озвучена сумма в 4 миллиарда, но только потому что в отношение нее были обнаружены какие-то минимальные доказательные документы. И не исключено, что сумма вырастет.
Некоторые наблюдатели в своих оценках попытались объяснить природу Аблязова с психологической точки зрения. Посчитали, что он — патологический лгун и весьма ловкий на язык манипулятор мирового класса, использовавший государственный банк как свой личный банковский счет. Один из людей, задействованных в рассмотрении иска БТА-банка, заявил в свое время прессе:
— Это самое крупное расхищение финансов за всю историю финансов.
Ранние годы Аблязова туманны, равно как и биографии практически всех теперь влиятельных лиц Казахстана, выживших в горниле первых лет после обретения независимости. В нежном возрасте — 29 лет — он создал компанию «Астана-Холдинг», обеспечившую ему плавное вхождение в новую эру. В 97-м году он стал министром энергетики, индустрии и торговли. Через год Аблязов с группой коллег купил новый банк «Туран-Алем» за 72 миллиона долларов США. К 2001-му году Аблязов владел компаниями в области торговли зерном, химическими предприятиями, парками развлечений, автосалонами и телеканалами. И обзавелся верной командой:
Начало конца карьеры Аблязова пришлось на 2001-й год, когда он принял немудрое для себя политическое решение — соучредил оппозиционную группу «Демократический выбор Казахстана». Реакция властей была четкой и быстрой — конфискация и заключение.
Продолжение следует