Среди иностранцев в России граждане Казахстана — на третьем месте по численности. Это рекорд — такого наплыва казахстанцев к северному соседу еще не было.
Федеральная миграционная служба (ФМС) России опубликовала последние данные (по состоянию на 4 октября 2015 года) о количестве пребывающих в стране иностранных граждан.
Согласно статистике ФМС, в настоящее время на территории Российской Федерации находятся:
Отметим, что большинство казахстанцев, находившихся в России за этот период (более 121 000 человек), — мужчины от 18 до 29 лет.
Сопоставляя данные на начало октября 2015 года со статистикой ФМС конца августа, можно отметить наблюдающееся третий месяц подряд снижение числа граждан из Узбекистана и Таджикистана и, напротив, рост количества граждан Казахстана, Киргизии и Туркмении.
В общей сложности в начале октября на территории России находились 4 224 229 граждан центрально-азиатских республик (на конец августа – 4 302 098 человек).
— Число граждан Кыргызстана в России выросло на 1,3 процента по сравнению с прошлым месяцем, но сократилось на 6 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Увеличилось число граждан Казахстана в России – на начало октября их на 1,3 процента больше, чем месяц назад и на 20 процентов больше, чем год назад.
— Граждан Таджикистана по сравнению с прошлым месяцем и годом стало меньше на 1,3 процента и на 16,1 процента соответственно, Узбекистана – на 3,1 и 17,3 процента, — комментирует динамику трудовой миграции из стран Центральной Азии профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге Сергей Абашин. — Примечательно, что, во-первых, число граждан Кыргызстана после небольшой отрицательной динамики в июне-августе вдруг опять стало немного расти. И это несмотря на падение рубля.
Скорее всего, мы видим некоторый эффект присоединения к ЕАЭС с облегчением миграционных правил и миграционной амнистией.
— Во-вторых, постепенное снижение числа граждан Таджикистана и Узбекистана, которое наблюдалось в июне-августе, продолжилось и в сентябре. Здесь, конечно, действует сезонный фактор и экономический кризис. В-третьих, интересно, что уменьшение числа граждан Узбекистана, находящихся в России, несколько ускорилось и по сравнению с Таджикистаном (хотя раньше было примерно одинаково), и по сравнению с предыдущим периодом. Возможно, граждане Узбекистана более активно реагируют на экономический кризис, так как у них есть больше альтернатив для заработка в своей стране и в других странах, чем у Таджикистана.
По официальным данным, доля иностранных работников в России составляет около 3% от общей численности занятых.
С учетом неурегулированной занятости эта доля экспертно определяется в пределах 8–10%. Это сопоставимо с пропорцией мигрантской занятости в таких странах как Германия, Англия, Италия.
По словам директора Аналитического центра МГИМО, доктора политических наук Андрея Казанцева, современные трудовые мигранты – в основном представители титульных национальностей стран выезда. Среди центральноазиатских мигрантов первое место занимают граждане Узбекистана (от 31 до 38% от общего числа мигрантов по разным оценкам), второе место – граждане Таджикистана (от 16 до 24%), третье место – граждане Киргизии (от 7 до 23% по разным оценкам).
Однако нужно отметить, что Казахстанские граждане мало представлены в структуре трудовой миграции из стран Центральной Азии. И еще немаловажное обстоятельство.
Если выходцы из всех стран Центральноазиатского региона устраиваются в России на низкоквалифицированную работу, то граждане Казахстана стоят особняком.
Сегодня в России больше всего требуются специалисты нефтяного, газового и строительного секторов.
В том, что казахстанцы едут на работу в Россию, ничего необъяснимого нет. Ведь Таможенный союз предполагает создание, по образцу ЕС, общего рынка труда для стран-участниц. Это значительно облегчает трудоустройство в России для мигрантов из стран-членов ТС.
— Уже отмечен рост трудовой миграции в Россию из Казахстана, — продолжает аналитик. — Ранее казахстанской массовой трудовой миграции не было, однако в настоящее время все больше молодежи с трудоизбыточного юга Казахстана едет к нам на заработки. Так мы видим непросчитанное создателями Таможенного союза изменение миграционных пропорций.