С 2018 года российские компании смогут уйти в офшоры, куда более близкие, чем Кипр или страны Карибского бассейна, — первая в СНГ безналоговая зона заработает на базе международного финансового центра (МФЦ), который создадут в Казахстане, пишет газета «Известия», передает КазТАГ.
«Мы видим, что можем стать бизнес-хабом между Россией и другими инвесторами. Например, для тех же приграничных городов, которым не так просто выйти на Московскую биржу. Речь идет в первую очередь о хорошей биржевой площадке — российским компаниям так будет проще привлекать финансирование. Более того, если резиденты из РФ зарегистрируются здесь, то они уже не будут рассматриваться как российские компании и не подпадут под санкции, а свою деятельность смогут при этом также вести в России», — сказал замглавы Нацбанка РК Нурлан Кусаинов в интервью газете.
Инфраструктура для МФЦ уже готовится, в частности офшор разместится на базе зданий, которые сейчас строятся для выставки EXPO-2017, пишет газета.
«Создание международного финансового центра Астаны (МФЦА) предполагает международную защиту бизнеса с помощью английского права и независимого суда, это будет весомым аргументом для инвесторов», — цитируют «Известия» председателя правления Нацбанка РК Кайрата Келимбетова.
Что касается договоренностей с инвесторами, то главы 20 ведущих инвестбанков мира (Goldman Sachs, JP Morgan, KKR и др.) выразили согласие поучаствовать в этом проекте, а глава Blackstone Стивен Шварцман готов войти в состав совета директоров МФЦА.
«В Казахстане надеются, что через привлечение потенциальных инвесторов и компаний по управлению активами им удастся через биржу приватизировать порядка 60 госструктур, управляемых сейчас госфондами «Самрук-Казына», «Байтерек» и «КазАгро», — пишет газета.
Как пояснил «Известиям» министр финансов РК Бахыт Султанов, за основу МФЦ взята модель международного финансового центра Дубая (DIFC), которая дает возможность привлечения не только классического западного, но и пока отсутствующего в России исламского финансирования. Как поясняет газета, напрямую работать в России исламский банкинг не может, так как в российском законодательстве должны появиться виды сделок, которые соответствовали бы требованиям шариата (например, без ссудного процента — кредиты бизнесу строятся на принципах инвестирования в капитал и разделения прибыли). Сейчас соответствующее законодательство прорабатывается и в качестве пилотных регионов для введения исламского банкинга регулятором были выбраны регионы Северного Кавказа, Башкирия и Татарстан.
По мнению партнера адвокатского бюро Herbert Smith Freehills Олега Коннова, МФЦ Астаны, судя по заявлениям местных властей, предоставляет куда более выгодные условия, что может создать ситуацию искусственного перемещения прибыли в безналоговые юрисдикции.
«Предложения Казахстана, входящего вместе с Россией в ЕАЭС, выходят за рамки мировых тенденций и в частности принципов борьбы с офшорами, закрепленных в докладах ОЭСР. Эти принципы, поддержанные странами «большой двадцатки», включая Россию, предусматривают ряд мер, в том числе направленных на борьбу с размыванием налоговой базы (для этого явления ОЭСР ввела термин: BEPS, base erosion and profit shifting). А работа компаний в финансовых центрах формально не должна считаться обходом санкций», — считает он.
Еще один аналитик консалтинговой компании ожидает, что российский ЦБ постарается получить максимальный контроль над активностью российских капиталов в Астане. Ранее «Известия» писали, что российские власти уже обеспокоены выводом капитала через Казахстан.
«В целом идея проекта финцентра была у казахов давно и даже появилась раньше российской, но главное преимущество казахстанского проекта финцентра перед российским — предсказуемость и большее доверие бизнеса. Кроме того, Казахстан шел к созданию своего офшора последовательно. Даже сейчас казахстанская юрисдикция выигрывает по налоговой части, поэтому у нас довольно остро стоит вопрос вывода средств через страны Таможенного союза. Тем не менее создавать такой центр стоит хотя бы в рамках развития проекта Шелкового пути с Китаем, так как госсредств для инвестиций в инфраструктуру этого проекта ни у нас, ни в Казахстане не хватает», — рассуждает главный научный сотрудник Института экономики РАН Борис Хейфец.