Китай и Иран примут участие в строительстве четвертого НПЗ в Мангистауской области, сообщает КазТАГ со ссылкой на газету «Ак жайык».
«Иранская сторона вышла с предложением по совместному строительству четвертого НПЗ на территории Мангистауской области. В этом проекте также изъявляют желание принять участие и китайские компании. То есть три страны могут быть завязаны в одном проекте», — цитирует газета заместителя акима Мангистауской области Ракымбека Амиржанова.
По его словам, интерес Ирана к данному проекту объясняется рядом причин.
«В Иране все НПЗ расположены на севере страны, где проживает 80% населения, в то время как все нефтяные месторождения расположены на юге. Соответственно, Иран тратит примерно 35 долларов за тонну нефти при транспортировке сырья с юга на север страны, на свои НПЗ, а это большие расходы. В соседнем с Ираном Азербайджане добыча нефти идет на спад, и он сам импортирует высокие нефтепродукты с турецких НПЗ. Таким образом, наиболее близкая страна к северным регионам Ирана – это Казахстан», — пояснил Р. Амиржанов.
Он добавил, что кроме Ирана, проектом строительства четвертого НПЗ в Казахстане заинтересовались и китайские компании, которые сегодня проявляют активность в Мангистауской области. Он напомнил, что такие месторождения, как Жетыбай, Каламкас и Каражанбас наполовину в собственности партнеров из КНР.
«Четвертый НПЗ в Мангистау сможет производить высокооктановый бензин и авиационное топливо и тем самым закрыть имеющийся сегодня в стране дефицит в этих видах топлива. Оставшийся объем Иран готов забирать через порты Актау и Курык и на юге своей страны в районе Персидского залива взамен отдаст уже свою сырую нефть китайским компаниям. В этом заключается интерес Китая к проекту строительства четвертого казахстанского НПЗ», — продолжил замакима.
Р. Амиржанов считает, что данное строительство выгодно казахстанским нефтяникам.
«Перерабатывая собственную нефть тут же, в регионе, казахстанские нефтяники могли бы сэкономить 40 долларов, которые они тратят при продаже своей нефти через терминалы Черного моря. Сегодня, когда цены на нефть упали, каждый доллар на счету. Бейнеу-Жезгазган предполагает увеличение транзита с востока на запад. Но если мы построим НПЗ на западе республики, то локомотивы назад будут везти нефтепродукты на юг страны. Таким образом, мы обеспечим рентабельность железной дороги и обеспечим обратный груз», — отметил он.
Еще одним плюсом, по его словам, в пользу размещения четвертого НПЗ на западе страны является наличие запасов нефти.
Другим рынком сбыта нефтепродуктов нового НПЗ может стать Узбекистан, который также испытывает дефицит нефтепродуктов. Р. Амиржанов напомнил, что вопрос строительства четвертого НПЗ в Мангистауской области поднимался еще в годы СССР.
Что касается мощности четвертого НПЗ, то у будущих партнеров на этот счет разные мнения. По информации замакима, китайская сторона предлагает проект мощностью в 6 млн тонн в год, а иранцы говорят о 10-12 млн тонн нефти. При этом примерный объем инвестиций, с которыми готовы войти в данный проект китайские компании, составляет $5 млрд.
Напомним, в настоящее время в Казахстане действуют три крупных НПЗ: Павлодарский, Шымкентский и Атырауский.