К чему привела блокада Крыма? Мы решили посмотреть сами, а не глазами журналистов Украины или России, и потом уже судить о ситуации. Не вдаваясь в политическую составляющую крымского вопроса, мы попытались оценить реальные последствия перекрытия активистами Украины транспортных магистралей, ведущих на полуостров.
В условиях хрупкого перемирия в Донбассе «горячей точкой» на Украине становится граница с Крымом. Напомним: 20 сентября сторонники бывшего вице-премьера Крыма Ленура Ислямова, депутатов Верховной Рады Украины Мустафы Джемилева и Рефата Чубарова, а также представители таких радикальных организаций как «Правый сектор», «Автомайдан Одесса», «Самооборона майдана», заблокировав контрольно-пропускные пункты, перекрыли поставку продовольствия в Крым со стороны материковой части Украины.
Водители грузовых фур с овощами, фруктами, мясом, комбикормом из Николаева, Львова, Херсона, Днепропетровска оказались заложниками блокады: имея на руках все необходимые документы, они не могут пересечь границу. И это несмотря на то, что год назад украинским правительством был принят закон о СЭЗ «Крым», легализовавший торговлю с полуостровом. Тем, кто возил товары в Крым, даже возвращали НДС.
По законам Украины блокирование транспортных магистралей — уголовное преступление, однако активистов никто не задерживает. По словам одного из лидеров нелояльной Москве части крымско-татарской общины Мустафы Джемилева, блокада Крыма направлена на защиту прав человека на полуострове и якобы одобряется его жителями.
— Простые крымчане, которые поддерживают Украину, звонят мне каждый день и сами просят об этом. Они готовы терпеть, лишь бы освободиться от оккупантов, — утверждает он.
Блокада имеет поддержку украинской власти. В частности, президент Петр Порошенко заявил, что целью этой акции является скорейшее возвращение полуострова в состав Украины.
За прошедшие полтора года на полуострове многое изменилось. Безусловно, еще нередки вывески на украинском, но это как со старой архитектурой – фасады прежние, а начинка новая. Население поменяло паспорта на российские, изменило документы на недвижимость, с гривны перешло на рубли. Резко сократилась продовольственная зависимость от Украины. Когда Крым был в составе Украины, последняя обеспечивала ему до 80% поставок продовольствия. Сегодня в магазинах и на рынках полуострова свыше 80% продукции имеет российское и местное происхождение. Доля украинских товаров составляла 5-10%, а значит, их отсутствие ни на что серьезно повлиять не может.
Правда, цены на многие товары, по сравнению с казахстанскими (и даже питерскими), довольно высокие. Удивил значительный (по сравнению с прошлым годом) рост цен на крымские вина. Особенно это коснулось вин, не прошедших сертификацию и продающихся как винный напиток.
Все супермаркеты (в том числе и оставшиеся на полуострове украинские сети «Сельпо», «Фуршет») уже более полугода работают с российской продукцией. Украинские продукты можно найти на розничных рынках. На «Привозе» (оптовый рынок в Симферополе) и базарах Ялты изобилие фруктов, овощей, мяса. Картошка, огурцы, капуста, «молочка» – российские. Торгующие фруктами и бараниной утверждают, что они практически все крымские и потому никаких сложностей в связи с блокадой не ожидается, тем более, что курортный сезон заканчивается. По выходным на площадях проходят масштабные сельскохозяйственные ярмарки.
Проблемы могут возникнуть лишь в случае штормов, которые затруднят морские поставки ряда товаров из континентальной России. Но они не сравнятся с теми неприятностями, которые затянувшаяся блокада принесет многим украинским сельхозпроизводителям, транспортным и торговым компаниям – в первую очередь из соседних Херсонской, Запорожской и Николаевской областей. Их жители традиционно ездили в Крым на заработки, поставляли туда сельхозпродукцию. Теперь этот платежеспособный регион для украинских предпринимателей оказывается недоступен.
Руководитель общественной организации «Къырым Бирлиги» Сейтумер Ниметуллаев утверждает, что блокада направлена против местного населения Херсонской и Запорожской областей. Ему вторит замглавы районной администрации г.Джанкой Мустафа Азизов: «Непонятно, куда они будут девать продукцию: в Европе украинские товары никто не ждет».
Советник главы Федерации культурных союзов крымских татар в Турции Ягыз Кызылкая крайне негативно отнесся к инициированной Мустафой Джемилевым и Рефатом Чубаровом блокаде.
«Бывшие крымские политики такие, как Джемилев и Чубаров, затевают опасные игры против собственных соотечественников: начали блокаду полуострова, намереваясь уморить их голодом. Мы категорически не приемлем такие действия», – заявил он.
Анализ ситуации приводит к выводу о наличии в блокаде личных политических и экономических интересов. Рефат Чубаров признал, что акция по блокаде Крыма была приурочена к началу юбилейной сессии Генассамблеи ООН.
— Наше задание – не дать миру и мысли, что можно договориться за счет Крыма и мы, кажется, это задание решили, для украинского общества, по меньшей мере, – заявил он.
Затеяв блокаду, он и Мустафа Джемилев надеются, таким образом стать стороной переговоров по Крыму между Россией и Украиной.
С экономической стороны речь идет о получении контроля над «метром границы», с которого можно получать живые деньги. О том, что инициаторы всей этой затеи имеют в блокаде личный коммерческий интерес, свидетельствует их предложение дальнобойщикам ставить фуры на специальных площадках с открытием там продовольственных хабов, на которых крымчане должны сами закупать продукты.
Блокада Крыма приведет к существенным потерям для украинского бюджета, а также дальнейшему росту безработицы. По данным Всемирного банка, за первое полугодие текущего года промышленное производство Украины сократилось на 20,5%. Потеря же российских рынков еще более ухудшит этот показатель: заменить Россию некем. После невыплаты Киевом очередного купона в размере 500 млн долларов, что должно было состояться 23 сентября, международное агентство Standard & Poor’s понизило кредитный рейтинг Украины с уровня «СС» до выборочного дефолта («SD»).