«Фанерные» выступления певцов в Казахстане — норма. А в Узбекистане их запретили — «неживым» певцам просто не дают лицензию. Применимо ли это в Казахстане?
Шоу-бизнес в Узбекистане — самая активная и развивающаяся отрасль развлекательной индустрии. Ежегодный оборот этого бизнеса исчисляется миллионами долларов. В стране сотни певцов и певиц, эстрадных групп, которые дают концерты и почти каждый день поют на свадьбах. Но во всем этом громадном нагромождении попсы у узбекистанского зрителя мало шансов услышать живой голос. Все артисты поют под фонограмму.
В конце июля 2015 года эстрадное объединение «Узбекнаво» своим решением запретило выдавать лицензию певцам, которые не могут петь вживую.
Новые правила, надеются узбекские чиновники, наведут порядок на рынке талантов.
«Согласно новым правилам, тот, кто захочет получить разрешение на ведение вокальной деятельности, должен обратиться в объединение и спеть перед комиссией. Только после этого он сможет получить лицензию», — цитировали слова представителя «Узбекнаво» Азизбека Турдиева СМИ Узбекистана. Теперь для получения лицензии на организацию концерта, выдаваемую раз в год, певец должен исполнять вживую как минимум 60% песен, входящих в концертную программу. Ранее для получения лицензии достаточно было представить песни, записанные на дисках. Специалистам эстрадно-гастрольного объединения «Узбекнаво» не обязательно было видеть артиста.
— Теперь мы не допустим, чтобы зрителей обманывали фонограммой, — сказал Азизбек Турдиев.
Через три дня после указа «Узбекнаво» 24 июля председатель Союза писателей Узбекистана Мухаммад Али раскритиковал процветающий на узбекской эстраде плагиат и поведение некоторых артистов на свадьбах. Дальше все пошло по цепочке: государственные и частные ТВ каналы поддержали решение «Узбекнаво» и массово подвергли критике артистов, поющих под «фанеру».
Вообще шоу-бизнес в Узбекистане курирует эстрадное объединение «Узбекнаво». Оно выдает лицензии и одновременно следит за содержанием репертуара и поведением артистов эстрады. Попавшие в немилость певцы «Узбекнаво» могут потерять работу и симпатии зрителей. В СМИ Узбекистана имя этого артиста уже не упоминается, а процесс реабилитации может длиться месяцами, иногда годами. Так,
известная поп-певица Лола Юлдашева в июне этого года была лишена лицензии за содержание некоторых своих песен и откровенный наряд в видеоклипе
Запрет выступать под фонограмму поддержали многие артисты и шоумены. Известный певец Изатулла Ибрагимов сказал, что решение «Узбекнаво» своевременное и наведет порядок в эстрадном бизнесе. Журналист Дильдора Юсуфбекова очень хорошо знает «кухню» узбекского шоу-бизнеса. По ее мнению, возможности артистов разные. Кто-то может петь без фонограммы, а кто — нет.
— Конечно, «Узбекнаво» пытается защитить потребителя, но все равно какой-то процент артистов будет петь под «фанеру». Но ведь западные артисты тоже фонограммой не брезгуют, — комментирует ситуацию Дильдора.
Звезда узбекской эстрады Муниса Ризаева дает концерты в октябре в самом крупном концертном зале страны, где имеется 5000 зрительских мест. Стоимость билетов 180 -200 тысяч сумов ($40-42). Цены на билеты высокие, а живой голос при этом, как показывает практика — элемент необязательный. Уличный опрос выявил, что большинство зрителей не хотят слушать песни под «фанеру».
Зилола, 30 лет, мененджер производства:
— Давно нужно было отменить фонограмму. Я понимаю, это бизнес, но он должен быть честным.
Абдувахид, студент ВУЗа:
— По-моему, это немножко нечестно. Лучше петь вживую, так как мы платим немалые деньги.
Расул, 25 лет, программист:
— Если я знаю, что будет «фанера», то сразу отказываюсь от посещения концерта. В развитых странах петь под фонограмму давно запрещено. Там люди знают, за что платят.
Рано, студентка колледжа:
— Я все равно иду на концерты, даже если «фанера». Мне интересно их увидеть на сцене, и атмосфера завлекает. В такие моменты я просто забываю, как они поют.
Выступать с концертами на больших подиумах могут только самые популярные артисты. Другие поют в малых залах, на вечеринках и свадьбах. Выступления на свадебных вечерах являются основным источником дохода как для звезд, так и для артистов среднего уровня.
Гонорар ВИА «Ялла» составляет от 1,5 до 5000 долларов, Титулованная Юлдуз Усманова за вечер на свадьбе зарабатывает от 10 000 до 15 000 долларов США.
Они очень известны и могут зарабатывать в соседнем Казахстане, где они частые гости на свадьбах и вечеринках. Там артисты получают намного больше денег, чем у себя на родине. Казахстан является излюбленным местом таких узбекских звезд как Шахзода, Муниса Ризаева, группы «Шахзод», Нилуфар Усманова. Есть категория певцов, которые не появляются на ТВ и в клипах, а поют только на свадьбах и у них самые низкие гонорары — $200-500. Но их всех объединяет одно –лицензия на артистическую деятельность. Без нее им нечего делать в мире шоу-бизнеса Узбекистана.