В Алматы разгорается очередной скандал, связанный с проектом платных парковок на улично-дорожной сети города. Сотни парковщиков потрясены – городские власти всерьез намерены ликвидировать все платные парковки до 1 мая 2016. Это время необходимо для автоматизации технологии сбора денег с автомобилизированных алматинцев и гостей города.
В настоящее время вопрос о введении временного запрета на платные парковки рассматривают акимат и маслихат города. Как подчеркнул источник в акимате,
Бауыржан Байбек твердо решил навести порядок на загруженных алматинских улицах и сейчас «именно этим вопросом углубленно занимается вся городская администрация».
Из-за дефицита парковочных мест на улицах города образовался «разгул» платных стоянок, и с каждым годом ситуация ухудшалась. 13 лет парковками в Алматы заведовал ГКП «Алмата паркинг» (недавно реорганизованный в ТОО «Алматы спецтехпаркинг сервис», – прим.).
Система работы от «Алматы паркинг» выглядела весьма прибыльной: центр города и все людные места поделены на «машиноместа» с парковщиками при них. Транспорта в городе полно всегда, потому спрос на стоянки заметно превышает предложение и несмотря на всеобщее недовольство, большинство водителей все же платили за то, чтобы на время приткнуть своего железного коня. Однако ни квитанции, ни чека в обмен на свои деньги автовладельцы не получали. Огромные суммы шли в частные карманы, минуя налоги, которые сейчас так нужны властям.
Такой формат платных парковок активно развивался и процветал. Никто этому не препятствовал. Почему же до сих пор власти смотрели на сомнительный бизнес сквозь пальцы, а теперь вдруг прозрели?
Возможных объяснений на эту тему два. По одному из них резкие телодвижения чиновников объясняются желанием нового акима сделать все «как во всех приличных странах».
– Почему именно сейчас все меняется? Тут две причины. Первая — пришел новый, молодой и продвинутый аким, который пытается все сделать «как в Европе» – это важная причина, – объясняет экономист и политик Петр Своик. – Но есть и вторая, не менее важная — это ухудшение бюджетной ситуации. Очень серьезное ухудшение бюджетной ситуации. И конечно, городские власти задумываются о том, как повысить собираемость местных налогов. На наших глазах растет оснащение камерами, и это не только ради улучшения безопасности дорожного движения, но и судорожная попытка увеличить бюджетные сборы. Насколько мне известно, уже судоисполнителей подключают к взиманию штрафов. И со стоянками такая же история. Власть теперь хочет не просто легализовать сборы, но и отсечь от них частные карманы, прямиком пустить в бюджет, что можно только приветствовать.
Вопрос организации работы парковок в Алматы по поручению Бауржана Байбека был тщательно изучен рабочей группой под руководством зам. председателя общественного совета при партии «Нур Отан», доктором технических наук Борисом Джапаровым. В своем отчете Джапаров отметил, что «отсутствие контроля привело к тому, что
на выделенных участках под многоуровневые паркинги построены бизнес-центры, а парковки до настоящего времени не оборудованы
Более того, прокуратура Алмалинского района г. Алматы установила факт занижения собранных средств практически в два раза. Годовой доход предприятия должен был составить не менее 150 миллионов. Тогда как официально предприятием была заявлена прибыль не более 75 миллионов тенге».
Проверяющие из правительственной партии подсчитали, что общий объем оплаты всех 42 парковок за парковку в течение 1 часа составляет 305 500 тенге. При предположении о 4-кратной сменяемости автомобилей на парковке сумма сбора в течение суток составляет 1 222 000 тенге, а в течение года – 446 030 000 тенге.
Однако в акимате не так давно называли совсем другие цифры. По официальным данным экс-зам акима Алматы Ербола Шорманова в среднем дневная выручка всех парковок составляла всего 200 424 тенге, то есть меньше, чем за час по расчетам нуротановцев.
При этом вопрос «куда уходят деньги?» остается, как сказали в партии, неизученным.
– Многолетняя устойчивость вот этой конструкции с парковщиками, которая возникла еще при Храпунове и пережила всех акимов, удивляет. Она, в общем-то, полулегальная, – считает Петр Своик. – Парковщики, мягко говоря, делились доходами с чиновниками, которые соглашались с их существованием. Каких-то прямых доказательств этому конечно нет, но если эта конструкция так долго существовала в полулегальном виде – брала деньги кэшем и не давала никаких документов, то наверное она складывала их не только себе в карман.
Интересно и то, что по мнению известных юристов, никто за это ответственность не нес и не несет.
– Сначала им налоги начислят, потом штрафы и пени, и если все это за определенную сумму перевалит, то идет административная или уголовная ответственность, – говорит Сергей Уткин. – Конечно, если не дают кассовый чек – нарушают закон, если не отражают в своих бухгалтерских документах поступившие суммы – нарушают закон, но в целом они будут продолжать эту деятельность.
– Будут продолжать деятельность несмотря на то, что компанию уличили в сокрытии доходов?
– Да. Скорее всего, никакого расследования и суда не будет. Насколько мне известно, компания эта государственная.