Алматинец Сакен Шардаров подал в суд на «Казахтелеком» за то, что ему не выписывают счета и не дают возможности вносить оплату за предоставленные услуги непосредственно в кассу монополиста.
— Все началось в мае 2015-го, когда я неоднократно приходил в отделение «Казахтелекома» по месту жительства, чтобы заплатить за телефон, однако операторы заявили: теперь оплата производится через терминалы с взиманием комиссии в размере 3 процентов от суммы платежа либо по Интернету — на самом сайте «Казахтелекома» или через банки, — заявил Сакен Шардаров. — Потом я позвонил в справочную службу по телефону 160, где мне сообщили то же самое. В конце концов, в июле я написал в алматинское отделение «Казахтелекома» официальную претензию, где указал, что потребитель имеет право оплачивать за предоставленные услуги непосредственно услугодателю без всяких комиссий.
В ответе на претензию Шардарова городской центр телекоммуникаций «Алматытелеком» за подписью генерального директора Раздыкова сообщил заявителю, что с 1 мая 2015 года «Казахтелеком» предоставляет доступ сторонним поставщикам услуг по приему платежей в пунктах сети сервиса.
«С ТОО Orion Pro был заключен договор о совместной деятельности, следовательно, владельцем информационных киосков является ТОО,» — говорится в ответе монополиста. — «Комиссионное вознаграждение за прием платежей через информационные киоски, которое поставщик устанавливает самостоятельно, составляет 3 процента… В настоящее время комиссионное вознаграждение снижено до 2 процентов».
Далее ГЦТ «Алматытелеком» перечисляет всевозможные способы оплаты за телефон через Интернет — без какой-либо комиссии на самом сайте «Казахтелекома», а также с установленной банками второго уровня комиссией через платежные системы самих банков.
— Я добиваюсь того, чтобы поставщик услуг принял у меня оплату за свои услуги, а они отказываются, и буквально 27 августа мне отключили телефон за долги, которые образовались по их же вине. Там более 20 тысяч тенге, — сетует Шардаров. — Не принимают оплату в отделениях, потому что у них больше нет такой услуги, они этим не занимаются, то есть не имеют права принимать оплату от своих абонентов, которым они оказывают услуги. Как потребитель я имею право оплачивать только ту сумму, на которую оказана услуга.
Получается, миллионы абонентов переплачивают по 100-200 тенге комиссий. Представьте, сколько это денег!
По словам Сакена Шардарова, терминалы по оплате услуг «Казахтелекома» не дают сдачу и не считают в тиынах, тогда как коммунальные услуги до сих пор оказываются в тиынах.
— Так как вышеназванное ТОО осуществляет прием платежей непосредственно по поручению и от имени «Казахтелекома», он является его представителем, — говорит неугомонный абонент. — На каком тогда основании взимается комиссия этой фирмой?
Получается, «Казахтелеком», с которым я имею договорные взаимоотношения через публичный договор, сам нарушает условия публичного договора, отказывая мне в приеме оплаты.
По Гражданскому кодексу есть должник и кредитор по обязательствам, кредитор обязан принять от должника выполнение своих обязательств. Отделения же «Казахтелекома» осуществляют деятельность без кассовых аппаратов. Это нарушение налогового законодательства.
В исковом заявлении, которое находится на рассмотрении в Алмалинском районном суде Алматы, Сакен Шардаров просит суд признать нарушением его потребительских прав невыполнение монополистом своих обязательств по предоставлению счетов на оплату за услуги и отказ принимать оплату без взимания комиссии непосредственно в отделениях поставщика услуг. Кроме того, абонент просит обязать монополиста выполнять свои обязательства, оговоренные в публичном договоре, а также взыскать с АО «Казахтелеком» моральный вред в размере 50 миллионов тенге.
В пятницу, 4 сентября, состоялось предварительное слушание, в ходе которого, как утверждает Сакен Шардаров, ответчик обвинил его в разглашении журналистам коммерческой тайны по договорным взаимоотношениям с ТОО Orion Pro, поэтому есть вероятность, что главное судебное разбирательство будет проходить в закрытом режиме.
— Идет массовое нарушение прав потребителей, про договорные обязательства с частной фирмой «Казахтелеком» мне официально написал в ответе на претензию. Я не понимаю, с каких пор судебные процессы по защите прав потребителей у нас должны быть закрытыми? — резюмировал истец.