Из года в год мы слышим обещания с самых высоких трибун, что скоро Казахстан станет «туристической Меккой». Периодически принимаются национальные программы, закладываются солидные бюджеты, но вала туристов в нашу страну так и не наблюдается. В чем причина того, что огромная страна с прекрасной природой так и не отмечена на туристических картах мира?
В конце 2010 года тогдашний глава департамента спорта и туризма РК Нурлан Жанибек объявил, что правительством будет выделено $1,5 млрд на проекты, призванные усилить туристическую привлекательность страны. Прошло пять лет. Туристы не едут.
Сегодня Казахстан занимает 85-е место в Рейтинге конкурентоспособности в секторе туризма и путешествий (World Economic Forum’s 2015 Travel and Tourism Competitiveness Index).
За пять лет наша страна обогнала таких туристических «гигантов» как Бутан и Кабо-Верде.
Что касается конкретных показателей, то по пункту «Бизнес-климат» мы находимся на 44 месте (первая тройка — Сингапур, Гонконг, Катар), «Безопасность и защищенность»-занимаем 72-е место (первая тройка – Финляндия, Катар, ОАЭ), а по позиции «Международная открытость» — так вообще на 124-м месте (лидеры – Сингапур, Чили, Новая Зеландия).
Так же низко мы стоим по показателям «Культурные ресурсы и инфраструктура для делового туризма» и «Экологическая устойчивость» (101 и 91 место соответственно).
Этим летом депутат мажилиса РК Мейрам Бегентаев вместе с семьей совершил путешествие по Казахстану на автодоме. Cвоими впечатлениями и мыслями от этой поездки он делился со своими читателями в Facebook. Вот его некоторые наблюдения.
«Вчера выехали в Караганду, затем на Балхаш. Дети в дороге сразу уснули. Несмотря на то, что выехали рано утром в 6.00, трасса была сильно загружена. Очень много местных лихачей, выезжающих на «встречку».
На пути довольно часто попадался, продавленный тяжелым транспортом, еще довольно новый асфальт. Это возможно по двум причинам: либо некачественное дорожное покрытие, либо проморгала транспортная инспекция, выпустив на трассу китайские 40-тонники, с нагрузкой на ось свыше 25 тонн. Насколько я знаю, они предназначены для работы в карьерах. И, перевозя грузы на трассах, которые их не выдерживают, мы сами же плюем в свою тарелку. Одной рукой делаем, другой тут же разрушаем».
Чуть позже мажилисмен продолжил заметку:
«Бинго, мы выехали к озеру Балхаш! И как я уже упоминал — отдых дикарем у нас начинается с очистки территории, чем мы и занялись. Приятно отметить, что нас тут же поддержали отдыхающие рядом (даже старшая дочь подметила, наверное это мы им пример показали?)…
Ночью разбудил звук подъехавшей машины. Смотрю — ходят мужики с фонариками по колено в воде, что-то ищут. Наблюдаю, сочувствую))), думал потеряли что-то. Решил подойти. Взял фонарик — и к ним. Оказалось, отдыхающие с Челябинска ловят раков…
Также обосновались дикарями на берегу Балхаша и тоже долго расчищали от мусора место стоянки… Говорят, на берегу собрали штук сто бутылок из-под пива, расстрелянные из какого-то оружия (это на пляже-то, жесть!!!) Мне было очень стыдно за страну, ведь они наши гости, в чем я им и признался. На что они говорят: «Ничего, такое встречается во многих местах».
Видимо, вдохновленный своим путешествием, мажилисмен Мейрам Бегентаев направил депутатский запрос на имя премьер-министра РК Карима Масимова в котором просит объяснить, что делается в Казахстане для улучшения объектов сервиса.
«Особую актуальность развитие придорожного сервиса приобретает в связи с развитием транспортного коридора «Западная Европа-Западный Китай», а также строительством автодорог в рамках государственной программы «Нурлы Жол», — пишет депутат.
Некоторые области, по территории которых проходит международный транспортный коридор, насчитывают наибольшее количество объектов придорожного сервиса по состоянию на 2014 год.
Например, в рекреационных зонах Южно-Казахстанской области 211 объектов придорожного сервиса (включая АЗС и СТО, объекты питания и мотели/кемпинги), в Кызылординской области – 162 объекта, в Жамбылской области – 100 объектов. В остальных регионах проведенный анализ показал незначительную динамику создания объектов придорожного сервиса.
За 2012-2014 годы не наблюдается прирост объектов придорожного сервиса в Алматинской области — лишь 1 дополнительный объект питания и проживания был введен в 2013 году.
При этом, в Алакольской курортной зоне количество объектов сократилось с 85 до 73 единиц в 2014 году. Многие из указанных объектов не оснащены минимальными санитарно-бытовыми удобствами для проезжающих туристов.
В Атырауской области за последние три года было создано только 2 объекта придорожного сервиса.
Наибольшее количество придорожных объектов питания и проживания насчитывается в Щучинско-Боровской курортной зоне Акмолинской области – 95 объектов в 2014 году (73 ед. в 2012 году), учитывая относительную близость к столице и наличие автобана «Астана-Щучинск».
Положительная динамика отмечается в Буктарминской курортной зоне Восточно-Казахстанской области – увеличение с 27 ед. в 2012 году до 62 объектов в 2014 году.
В октябре 2014 года был утвержден и в июле 2015 года вступил в силу Национальный стандарт РК «Требования к объектам дорожного сервиса и их услугам» (далее – Национальный стандарт). Однако до сих пор остается неясным вопрос по внедрению данного стандарта на существующих и новых объектах придорожного сервиса, так как отсутствует регламент по его применению и не определен единый оператор.
Исходя из изложенного, Мейрам Бегентаев задает премьер-министру следующие вопросы:
Что делается по внедрению Национального стандарта на существующих и новых объектах придорожного сервиса?
Когда будет принят регламент по его применению и определен единый оператор?
Существует ли конкретный план по реализации Национального стандарта в разрезе каждой области?
Какие средства предусмотрены на реализацию Национального стандарта?
Какие другие меры запланированы по улучшению состояния объектов дорожного сервиса и их услуг?
Теперь остается только дождаться ответа от премьер-министра.