Алматы задыхается от выхлопных газов. Да что там Алматы — ученые всего мира бьются над раскрытием альтернативного бензину топлива, чтобы прекратить эту экологическую вакханалию, которую мы с вами сейчас испытываем. А в это время в технопарке КазНУ придумали альтернативу — экономичную и экологичную установку. О ней нам рассказывает научный сотрудник технопарка Марат Туянбаев.
— Манат, по городу ездят несколько автомобилей на альтернативном бензину топливе. Что они из себя представляют?
— Это водородные установки. Электролизная система – традиционная система получения водорода.
— Это установки или принципиально новые автомобили с принципиально новыми двигателями внутреннего сгорания?
— Двигатель внутреннего сгорания, вся система остаются стандартные — автомобильные. Мы только расщепляем воду на водород и кислород и подаем его в камеру сгорания. Тем самым уменьшаются вредные выхлопы. Почему сейчас начали делать евро 4, евро 5? Потому что любой нефтяной продукт не сгорает полностью. Чтобы выхлопы не попадали в атмосферу, ставят катализаторы.
— Получается, любой двигатель внутреннего сгорания, который сейчас в серийном производстве, подходит под вашу установку? Только из выхлопной трубы будет меньше выхлопа СО2?
— Будет только водяной пар.
— Это если чисто на водородном топливе?
— Нет. С примесью он полностью сгорает.
— А в каком процентном соотношении идет примесь? Сколько литров бензина и сколько водородной смеси?
— На объем в 1 куб где-то 350-400 г водорода — достаточно для сгорания.
— Эта установка непосредственно смонтирована в автомобиле?
— Это устанавливается в подкапотном месте в небольшом пространстве.
— Специально скажу, мы не делаем рекламу установки, которую изобрели наши ученые в технопарке КазНУ. Я просто как автомобилист с большим стажем сам для себя определяю – стоит идти на это или не стоит. Манат, вы уже несколько раз сказали о достоинствах своей установки в целом, но не конкретизировали. Мне интересно, насколько дешевле мне обойдется езда на автомобиле с вашей установкой?
— Наша основная задача – не экономия, акцент был на экологию. Ведь в 3 раза уменьшаются выхлопные газы. Мы проверяли газоанализатором до установки ЦО прибором «Инфралит». До установки ЦО было 1,2-1,5. После установки мы увидели 0,2-0,5.
— Это на нашем плохом бензине?
— Был залит не АИ-92, а АИ-80. И выхлопов почти нет.
— Хорошо. Вот я заливаю 80 литров в бак своего джипа. И езжу по городу порядка 400 км. Если я ставлю такую установку, каков будет пробег?
— Добавьте 30 %. Это заявленная нами экономия. Это зависит от технического состояния двигателя автомобиля и от манеры езды.
— Как говорят, от прокладки между рулем и сиденьем.
— Фиксировалось даже 40-50 % экономии. Но акцент — на экологию.
— Потому что такому мегаполису, как Алматы, что-то нужно делать с этим миллионом машин.
— Представьте, сколько в Алматы машин!
— В сезон со всеми проезжающими-приезжающими цифра 1 миллион автомобилей.
— На 3 разделите. Если выхлопные газы сократить в 3 раза, то результат ощутимый.
— Воздушная аура будет другая. Вы как давно занялись водной проблемой?
— Изучением воды я занялся 5 лет назад. На Земле все начинается с воды. Вода – это жизнь. Это единственный химический элемент, встречающийся в природе в трех состояниях – жидком, твердом и газообразном. В любом изделии есть молекулы, атомы воды. Изучая воду, я несколько лет пытался сделать аппараты живой и мертвой воды. У меня не получалось. То, что показывают в интернете – возьми два электрода, подай потенциал… Ничего подобного. Это зависит от металла, от емкости — мешочка, который надевается на электрод. И зависит от воды. Воду нужно подбирать. Мы сравнивали с минским аппаратом, его много продают. Он в 3 раза уступал нашему аппарату.
— По качеству?
— По всем параметрам. Замеряли разными приборами – он уступал. Я потом объяснил парню, который занимался реализацией этого аппарата. Он сам не понимал. Оказывается, нужно больше изучать воду. Мы так мало про нее знаем.
— А для водородного топлива любая вода подходит? Из крана набирай — и все?
— Да. У нас нет возможности для экспериментов каждый раз бегать за водой.
— Что по этому поводу думает «товарищ ГАИ»? Повезешь машину на техосмотр, а там – нет.
— Что не запрещено законом, то разрешено.
— Нет. Есть пункт, который гласит- конструктивные изменения автомобиля вносятся с разрешения соответствующего органа дорожной полиции.
— Если бы мы изменяли технические параметры – ширину или ходовую часть… А работа двигателя…
— Изменение мощности, экономичность – это не вопрос?
— Там нет такого пункта. Вас наказывают, если вы превышаете загазованность. А пункта наказывать за снижение загазованности нет.
— Человечество ищет альтернативное бензину топливо уже более 100 лет. Вы говорите, оно дешевое, легкодоступное, а все остается по-прежнему. Почему, как вы думаете? АИ – 80, АИ-93, АИ-95. И никакого водорода, никаких электродвигателей.
— (Молчание).
— Я понял по вашему внешнему виду. Вы стесняетесь произнести фразу: кто владеет нефтью, тот владеет миром.
— Это ни для кого не секрет. Это заговор. Первые автомобили были изобретены – электромобили. А потом был нефтяной заговор. И человечество принудили перейти на двигатель внутреннего сгорания.
— На протяжении моей уже не маленькой жизни идет тяжба: газ или бензин – что лучше? Электродвигатель или бензин – что лучше? Сейчас есть гибриды с электродвигателем, с водородом. BMW изобретает автомобиль, который полностью работает на водороде.
— В Японии выпускают автомобили Toyota, они уже есть в интернете – $60 тысяч, если вы покупаете, то вам дают субсидию в $17 тысяч. Но вы обязаны заправляться только на их водородных заправках.
— И они же будут диктовать цену за воду, которую можно из крана залить за бесплатно – за минимум наших коммунальных услуг… Видимо пока у нас не закончится нефть, мы вынуждены использовать в качестве основного топлива бензин. Такие ученые, как наш сегодняшний гость, будут добиваться колоссальных результатов экономии и прочего, но бороться с нефтью нам пока не под силу. Будем надеяться, что здравый смысл победит, и мы будем ездить на водороде.
— Полностью на водороде – это возможно. Во время войны был такой водородный лейтенант. При блокаде, когда бензин не поставлялся, а электричество было отключено, он водород, которым заправляли аэростаты, подключил в шланг.
— Поэтому мы непобедимы.
— Да. Все гениальное просто. Просто людям закрывают глаза.
Видеоверсию смотрите здесь.