Кто владеет информацией — владеет миром, поэтому информационная безопасность во всем мире приравнивается к национальной безопасности. Между тем, ежегодно треть дохода от телевизионной рекламы в Казахстане уходит за границу и работает на развитие иностранного информационного рынка. Запрет рекламы на иностранных телеканалах изменит ситуацию.
Закономерно, что такое положение вещей не может не волновать отечественных производителей информации, и в первую очередь телевещателей.
При том что емкость телевизионного рекламного рынка Казахстана небольшая — всего $120 млн в год (для сравнения российский рекламный телевизионный рынок составляет почти $2 млрд), на иностранные каналы уходит до 30% этих средств. Хотя совершенно очевидно, что эти деньги должны оставаться в нашей стране и работать на развитие казахстанского телевизионного продукта, которого так ждут потребители.
Если учесть, что с 2016 года в рамках дальнейшего развития цифрового телевидения Казахстана иностранные телеканалы смогут вещать наравне с отечественными, то понятно, что и без того сложная ситуация осложнится еще больше — потребуется больше затрат для поддержания государственных телеканалов. Не исключено, что отечественным коммерческим телеканалам и вовсе придется закрыться. Чем это чревато на фоне финансовых трудностей, объяснять никому не надо. Кроме того, освободившуюся информационную нишу займут иностранные идеологи. Картина промывки мозгов нам тоже всем знакома на примере того же информационного противостояния России и Украины.
Сейчас в Казахстане свободно вещают российские каналы, а попробуйте в той же России открыть казахстанское СМИ, даже на приграничной территории, где традиционно проживают казахи. Не получится! Потому что
Россия ревностно охраняет свое информационное пространство и рекламный рынок
и правильно, надо сказать, делает
Зато у нас все, кому не лень, могут пользоваться казахским «гостеприимством», которое надо демонстрировать не в этой ситуации.
Если бы рекламный бюджет, который уходит на иностранные каналы мы бы пустили на создание своих собственных программ, в том числе казахскоязычных, которых так не хватает, то у нас появился бы качественный информационный продукт. Казахстанская аудитория смотрела бы не бесконечные российские программы, а свои собственные — хорошего качества.
Что касается позиции казахстанских операторов кабельного телевидения, которые и вещают на иностранные каналы, она ясна: ничего лично — только бизнес, получение прибыли их единственный стимул, хотя от денег, получаемых операторами кабельного ТВ, им самим остается только агентское вознаграждение, а остальные деньги уходят иностранным СМИ.
В такой ситуации совершенно очевидно, что необходимо защитить рекламный рынок Казахстана от засилья иностранных телеканалов, особенно российских, поскольку на деньги казахстанского рынка иностранные телеканалы улучшают свой контент, увеличивают свое политическое влияние, усиливают охват и техническое проникновение на территорию Казахстана.
Мы сами не замечаем, как оказываемся втянуты в работу чужой пропагандистской машины
Между прочим в России с 1 января 2015 года введен запрет на рекламу на платных телеканалах, и все иностранные каналы соблюдают закон о СМИ — 1400 иностранных каналов очистили свой эфир от рекламы.
И этот опыт необходимо законодательно ввести и в Казахстане.