Представитель Всемирного профсоюза футболистов в Центральной Азии Айгерим Сабралиева высказалась о нашумевшем письме Айсултана Назарбаева в Федерацию футбола Казахстана (ФФК).
— Айгерим, вы как человек, который посвятил футболу всю сознательную жизнь и хорошо владеет информацией о работе ФФК, можете предположить, что значит письмо Айсултана Рахатовича в Федерацию? На одном из футбольных сайтов эту информацию рассматривают как «Конец Ерлану», так назвали материал…
— Давайте начнем с того, что произошло, когда президента ФФК, господина Кожагапанова, назначили на пост генерального директора президентского профессионального спортивного клуба (ППСК) «Астана», куда входят различные спортивные клубы под брендом «Астана» — по боксу, хоккею, баскетболу, футболу. В первую очередь случился конфликт интересов, если рассуждать в контексте других футбольных клубов. То есть в данной ситуации все футбольные клубы Казахстана, кроме «Астаны», должны были объединиться, потому что это касалось непосредственно их конкурентоспособности. То есть у одного клуба стало больше привилегий, потому что там находится заинтересованный человек — от Федерации.
У меня были устные переговоры с клубами, но никто, кроме футбольного «Кайрата», который опубликовал открытое обращение о том, что имеет место конфликт интересов, не возразил по поводу случившегося.
То есть из всех 11 участников футбольной премьер-лиги, которые играют против «Астаны», только один сказал, что так не годится. Я консультировала несколько средств массовой информации по этой ситуации, мы делали анализ устава ППСК, устава ФФК, избирательного регламента ФФК, а также одного очень важного документа — регламента лицензирования клубов, участвующих в Чемпионате Казахстана. Так вот, в этом документе прямым текстом сказано, что
в любом клубе не должны работать люди и их родственники, непосредственно имеющие отношение к проведению турниров. ФФК, в любом случае, причастна к проведению чемпионата страны, а Кожагапанов, ставший этим летом директором ППСК «Астана», руководил федерацией с декабря 2014-года.
К сожалению, этим документом никто не воспользовался. Хотя сложившаяся ситуация и ущемляла права и интересы других клубов.
— Почему остальные клубы промолчали?
— Вот и я думаю, почему? Боятся влияния, которое может оказать президент ФФК? Этот вопрос и стал лакмусовой бумажкой сегодняшней ситуации. Значит, у нас нет независимости клубов.
В кулуарах говорили, что футбольный клуб «Астана» будут выводить из ППСК, чтобы конфликт интересов исчерпать, но де-юре этого не произошло
Поэтому, получается, Айсултан Рахатович, пусть даже я его лично не знаю, своим письмом как бы дал понять: баста, ребята, хоть вы там и варитесь, вы там работаете, но вы не видите, что у вас происходит. Получается,
замечание со стороны еще раз показывает на то, что в футболе нужны реформы
— Мы попытались обратиться к нескольким членам исполкома ФФК — самому Ерлану Кожагапанову, а также Олжасу Абраеву и Арманжану Байтасову, но все телефоны отключены, на запросы ответов не последовало. Там паника или что? Почему они никак не комментируют эту ситуацию?
— Они просто хотят, чтобы я пропиарилась (смеется). Я не знаю. К этому мы бы все равно пришли. Есть регламенты ФИФА. Представители ФИФА и УЕФА в курсе того, что происходило, но просили какой-нибудь официальный документ. Опять же, кто это будет делать? Простой футболист или я? Это представители клубов должны были объединиться и написать такое письмо. Да, все в тихом шоке со вчерашнего дня, бомба-то взорвалась.
— То есть футбольные низы — имеются в виду сами игроки, а не представители исполкома, обрадовались письму Айсултана Назарбаева?
— Не знаю насчет обрадовались или нет, но сейчас все в шоке, все определяются, кто с кем, что делать дальше.
— Если избрание Айсултана состоится… Как вообще это происходит?
— Федерация — это объединение футбольных организаций, их более ста. Это и футбольные клубы, и школы, и другие конторы, отвечающие за развитие футбола. По идее, должна состояться внеочередная конференция, очередная недавно (в декабре) прошла. Айсултан Рахатович написал открытое обращение — примут его или нет, как на это отреагирует общественность?
Если не брать в расчет его фамилию и статус, ситуация выглядит так: добропорядочный гражданин Казахстана написал письмо, что в футболе происходит непорядок, и он решил баллотироваться на пост президента
Должен быть созван или сам исполком, или бюро исполкома, где будет принято решение о созыве внеочередной конференции. Если созывают, устанавливают тему конференции — переизбрание президента. Кожагапанов, в таком случае, или сам подает в отставку, или на конференции его попросят подать в отставку, потому что действительно имеет место нарушение. Как поступит Кожагапанов? Не могу сказать. Далее объявляются выборы президента, в течение 30 дней все желающие выдвигают свои кандидатуры на этот пост.
ФФК должна четко отработать, чтобы кандидаты были легитимными, отвечали всем требованиям, потом пройдет само голосование
— По нашему избирательному регламенту вообще любой человек с улицы может стать президентом ФФК?
— Не имеющий судимости, не старше 70 лет, не имеющий запретов на занятие футбольной деятельностью со стороны УЕФА или ФИФА. И еще кандидат должен в течение двух лет отработать в федерации по контракту или в футбольном клубе. Последний пункт не растолковывается, в каком футбольном клубе, какой страны, но это, конечно же, должен быть гражданин Казахстана. Поэтому со вчерашнего дня в соцсетях началось обсуждение, где же Айсултан Рахатович работал? Из СМИ известно, что он играл в футбольных клубах «Астана» и «Сункар», но хватит ли этого опыта для соблюдения требований регламента, будет решать ФФК. Я этого не знаю, мне вообще про Айсултана Назарбаева не много известно. Сейчас все будут гуглить, в том числе и я.
— А в течение какого времени на письмо Айсултана Назарбаева в ФФК должны отреагировать?
— Надо сначала дождаться решения о проведении самого исполкома. Это зависит от Кожагапанова. То есть скорость принятия этого решения зависит от президента ФФК.
— Он дорожит должностью президента ФФК или «влегкую» откажется от должности?
— Должность президента федерации с нынешним имиджем футбола, с его социальной значимостью в жизни любого государства — важный и интересный пост. С каким чувством нынешний президент ФФК покинет свой пост, зависит прежде всего от обоснованности требований автора нашумевшего письма.
— Как вы считаете, это нормально, что представитель президентской семьи сам себя предлагает на должность руководителя федерации самого массового вида спорта страны?
— Если гипотетически он станет президентом ФФК, это не будет прецедентом в мировом футболе. В латиноамериканских странах очень популярно, чтобы члены семьи первого руководителя страны возглавляли футбольные ассоциации, в Кыргызстане в этой должности находится зять президента страны, причем, неплохо справляется с этой работой. В Таджикистане сын президента возглавляет ФФТ. Опыт других стран, который я наблюдала, привнес в футбол только позитив. Такие люди приходят не какие-то личные амбиции удовлетворять, на них сразу есть груз ответственности — фамилия, в конце концов, как в случае с Айсултаном Рахатовичем.