Последнюю девальвацию в Казахстане экономисты связывают с разгаром валютных войн. По мнению экспертов, Казахстан следит за трендами в валютной политике и пока успевает перестраиваться за ними, хотя сценарии появляются разные, иногда прямо противоположные. Например, сейчас рассматриваются два сценария — на случай отказа от доллара и на случай усиления долларового доминирования.
Недавно на сайте Кремля появилась информация о том, что президент России Владимир Путин внес в Государственную Думу законопроект, который предполагает отказ от доллара. Действительно, в России подобный законопроект обсуждается еще с прошлого года, однако общественность больше принимала такие новости в качестве пиар-хода от российских депутатов и политиков. Однако
когда такая инициатива поступила от самого Путина, слухи о возможном отказе от доллара и появлении новой валюты усилились.
Да, поначалу все разговоры вокруг запрета доллара сводили к пиару. Еще в конце прошлого года вице-президент российского союза промышленников и предпринимателей Александр Мурычев озвучил предложение о необходимости рассмотрения введения запрета межстрановых операций в долларах и евро в рамках ЕАЭС.
Тогда же национальная экономическая палата Казахстана «Союз «Атамекен» сообщила, что договором о Евразийском экономическом союзе не предусмотрен отказ от применения иностранных валют во взаимных расчетах между резидентами государств-членов ЕАЭС.
Палата заявила, что «по информации Евразийской экономической комиссии, в настоящее время работа по разработке подобного документа не ведется. Согласованная валютная политика в рамках ЕАЭС предполагает лишь стремление к повышению роли национальных валют во внешнеторговых и инвестиционных операциях и проведение экономической политики, направленной на обеспечение доверия к национальным валютам». В НЭПК «Союз «Атамекен» посчитали, что заявление об отказе от доллара и евро является личным мнением Александра Мурычева, и попросили предпринимателей ориентироваться на информацию, предоставленную официальными источниками.
Но, как известно, дыма не бывает без огня, и этот законопроект поднят в России совсем не зря. Это не означает, что мы прямо сегодня откажемся от доллара. Это означает, что
сейчас ведется основательная подготовка к будущему запрету доллара
По мнению Ильяса Исаева, это вовсе не бред России, к этому вынуждает ее сложившаяся международная экономическая ситуация. Однако по мнению Исаева, здесь у России потенциал невелик. Именно отсюда и следует ожидать настоящую опасность: наступление со стороны слабой России может ударить не только по самой России но и по ее союзникам.
Ильяс Исаев, экономист:
— По всему миру ходит в обращении 500 трлн долларов, а валовой доход во всем мире оценивается в 85 трлн долларов. Значит, 415 трлн долларов – это долги, лишние и свободные деньги. Это говорит об апокалипсисе, о серьезном кризисе. Поэтому Европа одной из первых начала возвращать депозиты в виде долларов. Во-вторых, санкции США против России, точнее, их попытки ограничить платежную систему России пошатнули фундамент Всемирного банка, построенный на долларовой системе. В-третьих, Россия, Китай и страны БРИКС еще 5-6 лет назад начали постепенный отказ от доллара и перевели свои финансовые операции на собственные валюты.
Китай становится мировой державой, многие страны рассматривают юань в качестве резервной валюты. Никто не гарантирует, что в будущем на купюрах в наших карманах не сможет вместо Вашингтона красоваться портрет Мао.
Доллары, находящиеся в оффшорах, вообще могут превратиться в дешевые бумажки. Поэтому все готовятся на случай внезапного падения доллара.
Однако по словам Ильяса Исаева, чтобы сохранить международный статус доллара, США смягчили свою денежную политику. Как итог, национальные валюты всего мира переживают друг за другом девальвацию.
Это означает, пока никто не в силах противостоять доллару США. Даже в мощном Китае обвалилась биржа.
По мнению доктора экономических наук, профессора Токтара Есиркепова, сейчас миром правят транснациональные компании, а на просторах СНГ еще нет ни одной транснациональной компании. Поэтому предложение Путина выглядит весьма абсурдным.
Токтар Есиркепов, доктор экономических наук, профессор:
— Миром правят свыше 900 тысяч транснациональных компаний, самые могучие — из США, Германии, Франции, Великобритании. В общем разрезе 60-70 процентов из них принадлежат США. А Россия не имеет ни одной транснациональной корпорации. За последние годы Россия потратила огромные деньги, чтобы превратить свой «Газпром» в компанию подобного уровня, однако успехов не добилась. По некоторым данным, сегодня около 100 транснациональных компаний заинтересованы инвестировать в экономику Казахстана и это хорошая новость для нас. С помощью инвестиции мы можем превратится в развитую страну, к примеру, как Сингапур. Для этого нужна экономическая и политическая стабильность, поэтому Казахстан не должен отказываться от своей многовекторной политики.
По словам ученого, США погрязла в долгах, их долги превышают собственный ВВП на 120 процентов. Это огромная сумма. И именно этими цифрами пользуются россияне, когда пытаются доказать, что всей Америке скоро придет конец. Однако на самом деле все не так.
«Чем больше государственных долгов, тем выше в мире зависимость от доллара. Это помогает поддерживать США в качестве мировой державы. Весь мир пользуется долларом и это результат большой расчетливой политики», — говорит эксперт.
Но политолог Кенес Сманов придерживается другого мнения: предложение отказа от доллара — всего лишь «тактика ложного обнадеживания», направленная на недовольное население.
Кенес Сманов, политолог:
— Мы живем за счет экспорта сырья. Естественно, это нехорошо, но это правда. И такое присуще всем постсоветским странам. Исходя из этой правды,
отказ от доллара совсем невыгоден для Казахстана. Много сырья мы отправляем в Европу, а курс евро опять же завязан на долларе. Итог один. А Россия дергается. Она хочет пойти на дерзкий шаг, но не может.
Экономика России слабеет, борьба с долларом пользы не приносит. По-моему, предложение России об отказе от доллара — это тактика ложного обнадеживания, рассчитанная на недовольное население. Однако Москва все еще крайне заинтересована в сохранении своего влияния на постсоветском пространстве.