Смена акима Алматы породила множество ожиданий — от нового руководителя крупнейшего города Казахстана Бауыржана Байбека ждут многого, но у казахской прессы ожидания особые. Их попытался обобщить Канат Абилхаир на страницах информационного портала Abai.kz.
Об Алматы говорят – сердце казахского народа, зеркало нашего государства. Даже сам президент Нурсултан Назарбаев любит повторять: «Алматы — золотая колыбель Независимости». Несмотря на это, в городе есть много проблем, которые необходимо решать. Сегодня мы бы хотели напомнить о них новому акиму Алматы.
Алматы входит в число 25 самых грязных городов мира. Наш город, имеющий всего лишь 2 миллиона населения, по уровню загрязнения опережает такие мегаполисы, как Мехико, население которого составляет более 20 миллионов человек, Тегеран и Шанхай с их 17-миллионным населением, Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Лондон, Стамбул, Токио и Москву, где проживают от 10 до 15 миллионов человек. И то, что в небольшом по сравнению с ними Алматы мы не можем улучшить экологию, никак не красит нас.
Обеспечение чистоты в городе, улучшение его экологии должны стать первоочередной задачей для нового акима
Вторая проблема — пробки на улицах города. Экс-аким Ахметжан Есимов словно в отместку за что-то уставшим от вечных пробок горожанам любил проводить велопробеги. И без того в перегруженном транспортом городе в такие дни пробки были везде, и алматинцы про себя крыли акима на чем свет стоит. Сегодня также невозможно спокойно двигаться по городу. Ситуацию усугубляют незавершенные ремонтные работы… Во время акимства Есимова, часто поднимался вопрос строительства транспортной развязки в районе улиц Рыскулова и Емцова. Может быть, наконец-то, вы, Бауыржан Кыдыргалиулы, построите ее, и получите благодарность горожан?
Особняком стоит проблема базаров, рынков на обочинах оживленных улиц, международных трасс.
Большие нарекания горожан вызывает работа рынка «Алтын орда», который необходимо снести или построить объездную дорогу
На выезде из Алматы, на обочине Кульджинского тракта построен новый, современный рынок «Жетысу». И, когда этот рынок начнет работать в полную мощность, он превратиться в настоящую головную боль.
Уже сегодня назрела необходимость строительства в этом направлении на выезде из города двух транспортных развязок — на пересечении улицы Рыскулова и Кульджинского тракта, а также на аэропортовском кольце.
В Алматы до сих не разработана комплексная программа по избавлению от транспортных пробок. А между прочим, даже в столице отсталой Монголии, в Улан-Баторе, разработаны меры по предотвращению транспортных пробок. Там полиция эвакуирует автомобили, припаркованные в неположенных местах. А наши дорожные полицейские ограничиваются только ролью регулировщиков.
Еще один пример из опыта Улан-Батора — очередность проезда по цифрам госномера: например, если государственный номер вашего авто начинается с цифры 1 (или в нем присутствует эта цифра), то вы в понедельник не можете въехать в город. Во вторник въезд запрещен для цифры 2 и так далее. Безусловно, мы не призываем слепо следовать примеру Монголии, но из любой ситуации можно найти разумный выход.
А теперь перейдем к третьей проблеме — общественный транспорт.
Работа общественного транспорта города не выдерживает никакой критики. Необходимо увеличить количество общественного транспорта, систематизировать работу автобусных парков, улучшить качество работы водителей и кондукторов.
Пришло время строительства в Алматы наземного метро
В-четвертых, аким постоянно должен держать в поле зрения состояние школ мегаполиса. Только получив назначение, вы тут же сообщили горожанам радостную весть, что «отныне ни один ученик не будет покупать учебники за свой счет». Однако, не знаю, почему, но на Зеленом базаре идет бойкая торговля учебниками.
Кстати, о школах. Из 190 школ Алматы только 50 — с казахским языком обучения. В казахских школах на окраинах города учащиеся вынуждены заниматься в три смены — не хватает мест. Есть школы, где количество учащихся составляет от 1500 до 2000 детей. А в русских школах, расположенных в центре города, учатся по 300-400 детей. В связи с этим в школах с малой численностью учащихся нужно проводить работу по открытию казахских классов.
Пятая проблема – площадь, откуда началось национально-освободительное восстание, которое стало истоком нашей независимости, необходимо благоустроить, превратив ее в священное место для всей страны.
Шестая проблема – названия улиц Алматы.
Сегодня в мегаполисе 50 улиц имеют одинаковые названия
Восемь улиц Алматы носят имя великого казахского мыслителя Абая, две улицы — имя Мухтара Ауезова, еще две улицы названы в честь Маншук Маметовой. А количество улиц, названных именем Илияса Жансугурова, составило 12.
Сегодня в Алматы стало очень много «сити» и «центров». И вам нужно привести все эти наименования в соответствие с законами казахской орфографии.
Эти шесть поручений – только небольшая часть проблем, которые волнуют жителей мегаполиса. Другие поручения жителей города мы также будем доводить до вас по мере исполнения предыдущих», — пообещал акиму Канат Абилхаир, автор этой статьи.
Источник: Abai.kz