В мае 2015 года в Казахстане погибло около 150 000 сайги бетпакдалинской популяции — почти половина всего поголовья степной антилопы. В мировых СМИ происшедшую трагедию уже назвали «самой крупной экологической катастрофой XXI века на территории Евразии».
Сумма материального ущерба от гибели сайги поражает — больше 124 миллиарда тенге. Вот из чего складывается цифра. В прошлом месяце КазТАГ со ссылкой на МСХ РК распространил следующую информацию:
«По состоянию на 22 июня текущего года по республике утилизировано 148 800 сайгаков, из них в Костанайской области — 127 775 особей, Актюбинской области — 10 358 особей; Акмолинской области — 10 667 сайгаков».
Уточним, что здесь приведены данные только по взрослым животным, преимущественно самкам, поскольку доля самцов в стаде составляет не более 10%. Только что появившиеся на свет (и сразу умершие) детеныши фактически подсчитаны не были. По словам казахстанского биолога, заместителя председателя Ассоциации биологического разнообразия Казахстана (АСБК) Сергея Скляренко, заниматься учётом погибшего молодняка у ученых просто не было никакой возможности — в спешно вырытые ямы бросали все туши подряд.
Сегодня в Казахстане существует только один метод подсчета прямого финансового ущерба. По действующему законодательству за одну погибшую самку или молодняк иск в суде составляет 150 МРП (сегодня 1 МРП = 1982 тенге), то есть 297 300 тенге.
Погибло 148 000 взрослых особей и около 270 000 сайгачат – ведь у сайги в двух случаях из трёх рождается по два малыша. Таким образом, потери составили примерно 124 271 400 000 тенге или 657 млн долларов (сравните: для подготовки и проведения ЭКСПО-2017 за период 2013-2015 годы выделено 242 миллиарда тенге).
Впрочем, эксперты полагают, что данные о количестве погибших взрослых сайгаков будут изменены. К сожалению, не в сторону уменьшения.
— Думаю, что скоро мы услышим о 200 000 погибших животных, — считает Сергей Скляренко. — Потому что многие трупы просто не успели утилизировать. В точности этой цифры больше всего заинтересован прежде всего ПО «Охотзоопром», которому поручена охрана сайги.
Здесь наблюдается тот редкий случай, когда чиновникам жизненно необходимо сказать правду.
Ведь если Охотзоопром завысит численность оставшейся сайги, а при будущем подсчете окажется, что животных на самом деле меньше, могут полететь с мест многие руководители самого разного звена.
Что касается причин гибели сайги, то пока здесь полная неясность. Портал 365info.kz уже сообщал, что в Казахстане работала специальная экспедиция зоологов, инфектологов и специалистов по вопросам ракетно-космической деятельности. Исследователи взяли образцы практически всех компонентов окружающей среды – воды, почвы и растительности. Кроме того, были обследованы и домашние животные регионов. Все образцы и пробы сейчас анализируются в лабораториях нескольких стран мира.
Но по словам представителя Франкфуртского зоологического общества Штеффена Цутера, большой объем собранного материала не позволяет завершить работу как обещалось раньше — к концу августа. Первых результатов можно ожидать только в сентябре. Прорабатывается несколько версий гибели сайги — гемолитическая септицемия (бактериальная инфекция, которое поражает также бизонов); эпизоотическая геморрагическая болезнь (вирусное заболевание, переносимое комарами) и заражение клостридиями.
Пока же Министерством сельского хозяйства прорабатывается вопрос о целесообразности корректировки запрета на отстрел сайги до 2030 года.
Как отметили в ведомстве, с одной стороны, запрет вводится для усиления мер уголовной и административной ответственности за незаконную добычу сайгаков и незаконное пользование их частями и дериватами, а с другой — позволит сохранить и увеличить численность сайгаков.
«В настоящее время проводится авиаучет и мониторинг сайгаков бетпакдалинской популяции для уточнения их численности. Во всех популяциях усилены меры по охране этих диких животных», — отметили в министерстве.