Глубоко в сибирской глуши, члены Церкви Последнего Завета поклоняются бывшему милиционеру, который, по собственным утверждениям, является последним воплощением Иисуса на Земле. Фотограф Джулия Селлман побывала у них в гостях.
Вскоре после падения Советского Союза, Сергей Тороп, бывший сотрудник ГАИ и рабочий, основал религиозную секту в сибирской глуши. Церковь Последнего Завета живёт по учениям его собственной книги – Последний Завет.
На данный момент Тороп, или Виссарион, как он себя называет, привлёк более 4000 человек в отдалённую религиозную коммуну на волне подъёма популярности нетрадиционных религиозных течений в России после развала Союза. Мистические откровения снизошли на Торопа в 1989 г., вскоре после того как он оказался безработным в Минусинске.
Члены церкви известны как виссарионцы, и происходят из различных социальных слоёв со всего Земного шара. Чтобы стать посвящённым и отверженным верующим, необходимо отказаться от всех аморальных аспектов современной жизни – нельзя курить, пить или обмениваться деньгами. Необходимо принять простую жизнь в деревянной хижине, рядом со своим мессией.
Коммуна, которую посетила Селлман, называется Петропавловка и располагается в южной части Красноярского края в Сибири, рядом с озером Тиберкуль, в 300 км от монгольской границы. Согласно Последнему Завету, девственная природа Сибири с холодными зимами наилучшим образом подходит для воспитания духа настоящего виссарионца.
Поселения насчитывают около 40 деревень, соединённых между собой грунтовыми дорогами. Селлман прожила в коммуне несколько недель. Поначалу фотографировать членов секты было очень трудно. Ей сказали, что фотоаппарат «излучает негативную энергию, которая ведёт к глубокому расстройству организма».
Согласно Селлман, коммуна организована из двух типов семей – «натуральной и объединённой». «Натуральная семья» охватывает биологическое родство мужчины, женщины и детей. Объединённая семья это «коммунальная организация каждой деревни», что соответствует представлению Виссариона о том, что каждый его последователь должен преодолеть собственный эгоизм и жить вместе с остальными как с родными братьями и сёстрами.
Церковь также живёт в гармонии с природой. Сельское хозяйство ведётся без использования современных технологий, следуя верованиям Последнего Завета. Последователи Виссариона ведут минималистский образ жизни без денег, и таким образом полностью зависят от производства собственной еды.
Сам Виссарион не живёт в коммуне Петропавловка, вместо этого он предпочитает жить в «Святилище Рассвета» с 50 своими самыми близкими последователями. Тем не менее, его присутствие ощущается повсюду и связывает все деревни. На стенах домов висят его изображения, а его проповеди снимаются на видео и затем проигрываются на встречах коммуны.
Селлман не удалось встретиться с Виссарионом и сделать его фотографии, но вместо этого она показала его роль в коммуне, сделав несколько стоп-кадров с его проповедей. Как говорит Селлман, эти кадры показывают Торопа таким, как его часто видят восхищённые последователи – загадочным и одновременно простым.
Церковь Последнего Завета использует множество элементов Русской Православной Церкви, при этом смешивая их с элементами буддизма и даосизма. Хотя присутствует и чёткие различия, к примеру Рождество было запрещено и заменено на праздничный день 14 января – день рождения Виссариона. Самым большим праздником считается 18 августа – годовщина первой проповеди Виссариона, проведённой в 1991 г.
Другим ключевым элементом их веры является предсказание Великого Потопа и того, что выживут только те, кто принадлежит к церкви. Выжившие восстанут из «Земли Обетованной», как они называют территорию своего нынешнего проживания, чтобы населить Землю и Вселенную.