На встрече с представителями казахстанского бизнеса глава государства Нурсултан Назарбаев объяснил, почему пришлось провести корректировку курса национальной валюты.
По словам президента РК, падение своих курсов испытали многие валюты мира. Кроме этого, сузились рынки сбыта отечественной продукции.
— Огромное количество предприятий столкнулось с падением экспорта в Россию, — сказал Назарбаев. — Более того, их продукция уже вытесняется российскими производителями с казахстанского рынка.
Президент привел и конкретные примеры. Так Алматинский дрожжевой завод был вынужден снизить объемы производства на 50%, убытки составили 30 млн тенге, Алматинский вентиляторный завод снизил производство на 47%, сократив на 20% персонал.
— Таких примеров по Казахстану очень много, — продолжил глава государства. — В результате происходит ухудшение ситуации с занятостью, с выплатой заработных плат. Уже сейчас мы видим ухудшение ситуации с нашим бюджетом.
Недопоступление в доход бюджета в 2015 году оценивается в размере 264 млрд тенге.
— Это все мы запланировали в доходной части бюджета, и мы запланировали их расходы на всякие строительные дела, программы, которые мы наметили.
Поэтому, по словам главы государства, в Казахстане будут сокращены все возможные для сокращения расходные статьи бюджета, планируется «срезать все расходы, кроме социальных».
— В этих условиях у нас было три выбора: либо ничего не предпринимать, сидеть и ждать, держать курс и ждать улучшения ситуации. Однако, ценой такой политики было бы сокращение собственного производства в стране, потеря рабочих мест… Жечь валюту, то есть, наши резервы, Национальный фонд. Уменьшали бы золотовалютные резервы, и государство двигалось бы к краху.
Второй вариант — это плавное ослабление курса тенге в пределах коридора, такую политику вел до сих пор Национальный банк. В условиях плохой, неопределенной ситуации на внешних рынках такой вариант также требует больших затрат золотовалютных резервов внутри страны, это приводит опять-таки к неконкурентности всех наших предприятий с соседними близкими даже, не говоря уже о дальних, и общим большим убыткам.
Поэтому, подумав, просчитав все возможности, наиболее правильным является введение свободно плавающего курса тенге, инфляционного таргетирования, — отметил глава государства.
— Мы планировали все наши программы по-другому, — отметил президент. — Но кризис всегда вносит коррективы. К этому мы должны быть готовы. И мы готовились к этому, мы готовились заранее. Индустриально-инновационная программа обрабатывающей промышленности, которая не зависит от ресурсов сырья, — это была давняя подготовка к этому вопросу. В лучшие времена копить деньги и создавать фонд — это тоже была долгосрочная подготовка к таким ситуациям.
— Если вы спросите, время проведения — правильно или нет, мы все думали, я все видел.
Мы дали возможность, прямо скажем, нашим вкладчикам перевести свои тенге на валюту. Кто смог, тот понакупал в России дешевых товаров.
Может быть, для наших людей это полезно, но полезно с двух сторон — там можно дешевое покупать, а наши машины и автомобили не покупаются. А те, кто работают при этих заводах, не получают зарплату… С пустыми карманами куда вы пойдете? Даже дешевое не будете покупать. Поэтому обоюдоострая, о двух концах эта палка, — резюмировал глава государства.
При этом он отметил, что решение, которое принято правительством и Нацбанком РК, делается по просьбе экспортеров и малого и среднего бизнеса страны.
— Благодаря восстановлению конкурентоспособности мы сможем сохранить рабочие места на предприятиях, на тех, которые приблизительно только говорю, здесь присутствуют, миллион только работающих, с коэффициентом семейности даже 3,5 — 3,5 млн человек. Я думаю, что это низкая цифра, еще если учитывать тех, кто работает в малом и среднем бизнесе, эта цифра намного больше.
Миллионы наших людей останутся на своих рабочих местах и продолжат работу.
По словам Н.Назарбаева, улучшение положения на предприятиях, которые экспортируют, в итоге должно сказаться и на уровне заработной платы работников.
— Надеюсь, поступлений будет больше, и вы об этом подумаете в этих условиях. В перспективе мы ожидаем улучшения ситуации, что позволит нам пережить этот кризис, обеспечить дальнейший экономический рост и не допустить рецессии экономики Казахстана, — заключил президент.