С начала навигации по Уралу перевезли 30 тысяч тонн груза. Это втрое меньше, чем в прошлом году. И почти в 6 раз меньше, чем три года назад. Одна из главных причин обмеление реки.
Перекаты на Урале — угроза для новичков. Глубина водоема настолько переменчива, что любой неверный поворот штурвала и судно на мели. Поэтому с началом навигации на реке выставляют предупреждения. Мастер пути Игорь Евтушенко каждый день проверяет судоходную обстановку.
— Выставляем плавучие знаки на судовом ходу, чтобы большие теплоходы не сели на мель, не поймали карчу. Где мелко, где глубоко — все измеряем, — говорит мастер пути Игорь Евтушенко.
Этой весной уровень реки поднялся всего до 3 метров. В итоге втрое сократились объемы грузоперевозок. В прошлом году по Уралу перевезли 93 тысячи тонн грузов, в этом всего 30. Мелководье вносит коррективы в работу местных кораблестроителей. Затрудняется спуск на воду военных судов.
— Он судоходный для нас, чтобы провести корабль, всего 2 месяца. Это конец апреля, май и начало июня. Потом вода падает, и начинаются перекаты. А если будет мелко, надо два буксира, еще кран, промывать. Это большие затраты и неоправданные, — рассказал главный инженер завода «Зенит» Виктор Гарчев.
В этом году было достигнуто соглашение об увеличении объема сброса воды в Урал с Ириклинского водохранилища Оренбургской области с 30 до 45 кубов в секунду. Но это капля в море, считают специалисты. Если учесть, что 70 процентов потребляемой населением воды берется с Урала.
Чтобы улучшить ситуацию, Уральское предприятие водных путей борется с перекатами. В этом году из республиканского бюджета выделили более 100 млн тенге на очистку и углубление дна реки. Но обмеление это лишь одна из проблем.
— Обстановочный флот, который используется в нашей работе, он уже отслужил свой нормативный срок и требует замены. В 2013 году мы получили новый земснаряд и буксирный теплоход-толкач. Думаем, со временем постепенная замена флота будет производиться, — поделился директор РГКП «Уральское предприятие водных путей» Мурат Муканов.
Эффективно решать проблемы трансграничной реки мешает наличие ведомственной разобщенности в вопросах речного хозяйства. Так считает мажилисмен Елена Тарасенко.
— Комитет водного хозяйства у нас в Министерстве сельского хозяйства, а международные отношения по рекам у нас регулирует сегодня Министерство энергетики. Только когда будет выстроена скоординированная деятельность, только тогда мы можем говорить о государственном подходе к решению проблем экологии Урала, — считает Елена Тарасенко.
Мажилисмены недавно обратились с депутатским запросом к премьер-министру страны с просьбой внести на рассмотрение казахстанско-российской Межправительственной комиссии вопрос о состоянии вододеления бассейна реки, а также рассмотреть на специальном совещании сложившуюся ситуацию по внутренним проблемам и перспективам развития бассейна Урала.