Объявление о предстоящей покупке Кенесом Ракишевым АО «Alnair Capital Holding», имеющего статус крупного акционера «Казкоммерцбанка», вновь подтвердило, что бизнесмену отведена особая роль в стратегических планах политического руководства страны.
Напомним, что Alnair Capital Holding (ACH) появилось в составе акционеров «Казкоммерцбанка» в преддверии последнего финансового кризиса, а точнее – летом 2008 года. Как тогда сообщали ведущие информагентства и деловые СМИ мира, ACH была создана на деньги инвестиционного фонда шейха Тахнуна бин Заида аль-Нахаяна, члена королевской семьи эмирата Абу-Даби. Эта компания приобрела сначала 8,03% акций Казкоммерцбанка и договорилась приобрести еще пакет в 17,12%. Для этого ACH необходимо было получить согласие тогдашнего регулятора – Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН), которое возглавляла в ту пору Елена Бахмутова.
Тогда же на авансцену выдвинулась новая «звезда» нашего финансового рынка — Айгуль Нуриева, единоличный владелец ТОО «Alnair Capital». А это ТОО выступало единственным участником ACH. Кстати, предшественниками АСН были ЗАО «Фондовый сервис», созданное в 1998 году и преобразованное затем в одноименное АО, а с июня 2005 года – в АО «First Investment». АСН начало свою деятельность с 4 июня 2008 года, когда мировые рынки начали закрываться для казахстанских банков.
Примечательно, что
ни официальная Астана, ни руководство АФН или Нацбанка, ни власти Абу-Даби так и не комментировали, участвует ли на самом деле шейх в делах Казкоммерцбанка
Неудивительно, что контроль над АСН начали приписывать премьер-министру Кариму Масимову, а через него – даже президенту Казахстана. В общем, на прозрачности банка участие АСН в его капитале сказывалось не лучшим образом. Как бы то ни было, в самый разгар кризиса, когда в капитал Казкоммерцбанка зашло государство, выкупившее пакет его акций за счет денег Национального фонда, АСН оставалось его крупным акционером.
И вот теперь, как можно предположить, власти Казахстана решили разрубить тот самый гордиев узел непрозрачности акционеров Казкоммерцбанка, который затянулся на АСН, что, естественно, только к лучшему как для этого финансового института, так и для всего банковского сектора страны. Согласно официальному пресс-релизу, г-н Ракишев достиг предварительного соглашения с инвестиционной группой «Альнаир» об объединении принадлежащих им акций Казкоммерцбанка. По схеме намеченной сделки ему необходимо теперь приобрести в собственность АСН, которая владеет пакетом в 28,08% выпущенных и размещенных простых акций банка. Это даст возможность г-ну Ракишеву стать генеральным партнером инвестиционной группы «Альнаир» и приобрести право голоса и другие права по акциям АСН в Казкоммерцбанке. В результате сделки под контролем г-на Ракишева окажется 56,75% выпущенных и размещенных простых акций банка.
Фактически он сможет принимать решения на собраниях акционеров единолично, за исключением тех вопросов, для одобрения которых требуется квалифицированное большинство голосов
Другому крупному акционеру – Нуржану Субханбердину — принадлежит напрямую 5,99% акций, а с учетом бумаг, которые он контролирует косвенно через холдинговое АО «Центрально-Азиатская инвестиционная компания» — 26,28%. Всего же у ЦАИК под прямым контролем находится пакет в 23,27%. А владеют этим ЦАИК г-н Субханбердин (доля в 87,21%) и экс-председатель правления Нина Жусупова (12,79%). Еще 10,72% акций принадлежит ФНБ «Самрук-Казына», 3,72% — миноритарным акционерам. Но, судя по тому, что за несколько дней до объявления о новой сделке г-н Ракишев купил у г-на Субханбердина 2,82% от общего количества размещенных простых акций, на этом дело не кончится, и
в конечном итоге Субханбердину придется расстаться со всеми принадлежащими ему акциями
Напомним, что недавно г-н Субханбердин покинул состав Совета директоров Казкоммерцбанка, где осталась в качестве представителя акционеров г-жа Жусупова.
Пока же формально тон в Казкоммерцбанке задают в качестве самых крупных его акционеров г-да Ракишев, Субханбердин и г-жа Нуриева. Чтобы остался сугубо мужской дуэт, необходимо получить разрешение на сделку от антимонопольных властей, затем дождаться истечения так называемого «слепого периода», то есть опубликования Казкоммерцбанком финансовых результатов по итогам первого полугодия.