Патовая ситуация возникла в решении вопроса по заработной плате горнякам АО «АрселорМиттал Темиртау». Менеджмент компании угрожает снизить зарплату рабочим на 25%. Вопрос лишь в том, удастся ли правительству Казахстана убедить инвестора пойти на компромисс.
Уже с 1 августа сотрудникам металлургического комбината «АрселорМиттал Темиртау» (АМТ) будет сокращена зарплата на 25%. Гендиректор компании Виджай Махадеван, как портал 365info.kz уже сообщал, объяснил это намерение тем, что
в условиях кризиса жертва части заработной платы предпочтительнее, нежели полное сокращение рабочих мест
Понять руководство комбината можно. К примеру, цена за тонну стали на Лондонской бирже в тучные годы варьировалась от $25 085 до $25 500. Сегодня графики с динамикой цен на сталь демонстрируют существенное падание.
На биржевые котировки оказывают влияние многие геополитические факторы: кризис еврозоны, спад экономического роста в Китае, сложная обстановка на Ближнем Востоке. В результате европейские и китайские концерны уже объявили о снижении стоимости легирующей надбавки с поставками в августе. Как сообщает агентство Bloomberg, в минувший понедельник, спотовые цены на сталь в Китае снизились до рекордно низкого уровня с января 2003 года – 2 458 юаней ($396) за тонну.
Дешевеет и другое сырье, вырабатываемое «АрселорМиттал Темиртау»: уголь и железорудные товары. Хотя по данным аналитиков Deutsche Bank, Capital Economics и Morgan Stanley, цена на коксующийся уголь постепенно растет. Если в 2014 году мировой рынок котировки коксующегося угля сохранялись в диапазоне 110-115 $/тн., то уже в начале 2016 года по прогнозам экспертов рынка цена будет варьироваться от 124 до 141 $/тн.
Между тем, профсоюзные лидеры сообщают, что некоторые рабочие уже 28 июля получили официальные уведомления о сокращении. По словам председателя профсоюза «Жактау» Виктора Щетинина, это нарушение трудового законодательства РК, согласно которому работодатель должен за месяц известить сотрудников об изменении условий труда. К тому же переговорный процесс еще не закончен, и
уведомление руководства концерна о сокращении заработной платы можно расценивать как попытку вывести другие стороны из равновесия
Представители профсоюзов также вспоминают, что в декабре прошлого года, во время встречи основателя и владельца Mittal Steel Group (управляющей АМТ) сталелитейного магната Лакшми Миттала с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, глава государства, отмечая позитивные результаты металлургического гиганта, особо подчеркнул, что главное – это обеспечение социального самочувствия работников.
— С темиртаускими металлургами и карагандинскими шахтерами у меня особые отношения. Поэтому в случаях, когда сокращаются рабочие места и не выплачивается заработная плата, они напрямую обращаются ко мне, — пояснил тогда Нурсултан Назарбаев.
Интерес главы государства, к проблеме горняков очевиден. Ведь президент тоже когда-то начинал свою деятельность на металлургическом комбинате. Поэтому сегодняшнее заявление главного менеджера АМТ можно расценить как вызов президенту.
В то же время профсоюзные лидеры заявляют, что «заработная плата и премии работников компании являются теми незыблемыми основами, за которые они будут бороться до конца». Но ситуация постепенно накаляется. За столом переговоров стороны обсуждают проблему уже две недели, но никак не могут прийти к консенсусу. По словам председателя профсоюза угольщиков «Коргау» Марата Миргаязова, заявление Виджая Махадевана не имеет законных оснований для его исполнения.
— Пока две стороны — профсоюз и администрация — не подпишут, действовать это заявление господина Махадевана не будет. Позиция профсоюза «Коргау»: мы не соглашаемся, — говорит Миргаязов.
Пока власти страны и лидеры профсоюзов, понимая всю сложность ситуации, пытаются уговорить работников воздержаться от каких-либо резких действий. Но, если в сентябрьских выписках о зарплате люди увидят ее снижение, продолжать диалог будет сложно.
Министерство здравоохранения и социальной защиты РК, комментируя заявление менеджера Виджая Махадевана, отмечает, что «Арселор Миттал Темиртау» не может изменить условия коллективного договора и снизить заработную плату без согласования с профсоюзами. В свою очередь заместитель председателя Комитета труда, социальной защиты и миграции РК Толеген Оспанкулов отмечает, что если предприятие выйдет за пределы законодательства, то в отношении него будут предприняты соответствующие меры.
Однако сможет ли правительство действительно взять под контроль ситуацию, пока не ясно. По крайней мере, отдельные эксперты трудового рынка Казахстана в этом не совсем уверены. Известный профсоюзный деятель из Караганды Павел Шумкин в комментариях 365info.kz обратил внимание на то, что сегодня у власти Казахстана очень мало рычагов давления на иностранного инвестора.
— За всё время он (инвестор — ред.) не открыл ни одной шахты, не построил ни одного горизонта, не купил ни одного современного комплекса. Он проедал накопленное от СССР. Хватило на 20 лет. И сегодня ему все равно, что думает о нем наше правительство или кто угодно. Он может уйти в любое время. Он совершенно свободен на основании условий, по которым попал сюда. Его ничего не держит. Это правительство держит страх, что если он уйдет, то некуда девать людей и некому продавать шахты. Куда девать Абай, Шахтинск, Сарань, Шахан, Майкудук? — говорит эксперт.
Можно предположить, что власти Казахстана оказались в капкане своих надежд. Успокаивает лишь то, что мы не единственные, кто на себе испытали жесткую политику «Билла Гейтса из Калькутты». В сети достаточно информации, раскрывающей секреты господина Миттала. К примеру, еще в 2006-м европейский парламент жестко бился со скандальным магнатом по вопросу защиты рабочих мест. Уже тогда к Лакшми Митталу были серьезные претензии, ибо рабочие его предприятий в Польше и на Украине выражали свое недовольство его политикой. При поглощении предприятий индийский магнат обещал сохранить рабочие места, соцвыплаты, а также закупки сырья у национальных поставщиков, но так и не выполнял эти обещания, ссылаясь на чересчур высокие издержки.
Что же касается властей нашей страны, то здесь очевидно, что никому не хочется повторять ошибок Жанаозеня.
— Жанаозень показал слабость властных и гражданских институтов. Власть не смогла договариваться, профсоюзы уклонились, рабочие были брошены и бесцеремонно использованы оппозицией. Но даже после Жанаозена забастовочный протест — это лишь крайний инструмент, хотя при отсутствии всех остальных он остается единственным, — отмечает Павел Шумкин.
Напомним, в Жанаозене напряженность изначально возникла по вопросу социальных выплат и заработной платы. Поэтому не исключено, что во избежание повторения ошибок, допущенных в 2011 году, правительство РК постарается погасить назревающий конфликт. Проблема лишь в том, что возникла патовая ситуация, когда стороны не могут воспользоваться ходом по правилам. Ведь на самом деле интересы правительства РК и АМТ совершенно различны. И стратегию компании диктует все же не Астана, а Лондон, где собственно и находится штаб-квартира Mittal Steel Group.