Волонтеры, работающие на устранении последствий сошедшего 23 июля селя, от которого пострадали несколько поселков Наурызбайского района Алматы, утверждают, что местные власти странно реагируют на ситуацию в районе бедствия, которая, несмотря на все усилия добровольцев, остается сложной. Кроме того, они задают один и тот же вопрос: «Где деньги, акимат?»
«2 дня своих выходных я честно исполнял долг совести, и наравне с другими активистами чистил дворы. В разговоре с волонтерами услышал, что
армию, ДЧС и пострадавших кормят рестораны ВНИМАНИЕ: ЗА СВОЙ СЧЕТ!
Хотя, и это я знаю точно, в таких случаях в акимате должен быть договор с ресторанами и акимат должен нести расходы, пишет на страничке своего аккаунта на Facebook Ринат Борисенко.
«Наш аким сказал, что бюджет на устранения всех последствий составляет 2 млрд. В этой сумме сидит восстановление коммуникаций и куча всего другого, однако в том, числе по моему мнению сидит и тот самый бюджет на кормление. А теперь вопрос:
как случилось, что 700 человек военных и служб ДЧС, а также, по данным СМИ, 1000 пострадавших каждый день питаются за счет рестораторов?
Не может быть, подумал я, и специально уточнил у ресторанов, а есть ли договор с акиматом и возместят ли им? На что ресторатор сказал, что ничего такого нет и они кормят сами. Лично меня это возмутило.
Как так, всем миром мы стараемся устранить последствия и тратим на это время, силы и деньги, а что же акимат?
Я не хочу думать, что кто то просто отчитается и сложит в карман итоговую сумму. А с учетом того, что последствия будут еще минимум недели две и даже если предположить, что бюджет на одного человека 1000 тенге в день, это 1 700 000 тенге народных денег, а значит и моих, идут непонятно куда. Лично
я хотел бы увидеть отчет акимата об устранении последствий ЧС. В связи с чем планирую написать письмо с запросом в акимат города — как же произошло это недоразумение.
Ведь на сегодняшний день, по самым скромным подсчетам, предпринимателям должны восстановить сумму 8 500 000 тенге, то есть за 5 дней ЧС. И эта сумма будет только расти. В связи с чем сегодня я подготовил письмо-запрос. Если кто-нибудь разделяет мои взгляды, можем подписать его вместе. Пишите сюда в комментариях. Подписи буду собирать до пятницы, в пятницу сдам и будем ждать ответа», — написал на своей страничке Руслан.
За несколько часов этот пост собрал сотни «лайков» и комментариев. Фейсбучане единодушно разделяют возмущение волонтера.
«Два дня я провела в качестве волонтера в Чапаево. Очень двойственные чувства. С одной стороны, радует отзывчивость алматинцев. С другой — поражает равнодушие властей, — поделилась своими впечатлениями с порталом 365info еще один волонтер Мария Густокашина. Мария рассказала, что её поразило то, что она увидела.
— Совершенно случайно наша волонтерская группа (по наводке местных) оказалась на улице Алмалы. Только не с той ее стороны, где только ленивый не бывал, а на противоположном берегу. Это нужно долго ехать от штаба в объезд по Джандосова и вверх по Шаймерденова. На месте поста ДПС повернуть направо. Проехать 200 метров и вот оно — нетронутое заботой акимата адское место.
Эта улица и соседние с ней приняли на себя основной удар стихии. Дворы в грязи абсолютно у всех. У всех затоплены подвалы. У кого-то грязь залила и дома. Огороды пострадали абсолютно у всех. То есть люди остались без запасов на зиму, без надворных построек и садового инвентаря. Пострадали машины.
Если учесть материальное положение живущих там семей, то можно сделать вывод: восстанавливать люди свою привычную жизнь будут не один месяц, а то и год.
Люди живут далеко от акимата. Слышат слух — власти раздают инвентарь для расчистки, и мчатся в акимат. Пока доберутся — ни лопат, ни сапог, ничего уже нет.
В воскресенье у них не было водовоза. Люди набирали для бытовых нужд техническую воду. С питьевой помогли волонтеры. Волонтеры же раздавали жителям сухпайки и горячее питание. Спасал и принцип асара: жители непострадавших улиц готовили плов и развозили по домам.
Еще один очень напрягающий момент — отношение к солдатам, которые составляют основную человеческую силу на расчистке.
По закону в случае ЧС питание военных и спасателей берет на себя местный орган исполнительной власти. В нашем случае получается, что такой орган — это несколько ресторанов. Они за свой счет и при помощи волонтеров каждый день обеспечивают солдат горячим питанием. Но солдат работает не одна сотня. Сколько рестораны смогут их так кормить? А тем временем поселок еще расчищать и расчищать.
Иной раз водовозы с питьевой водой стоят так далеко от солдат, что им или пить идти и бросить работу на час-полтора, или пахать, но умереть от жажды. Тут тоже приходят на выручку волонтеры. Но их помощь постепенно идет на убыль.
Очень любопытно, на что потрачены предусмотренные на такой случай бюджетные деньги? Где деньги, которые горожане перечисляли в фонд пострадавших? Почему чиновники взяли на себя не исполнительную, а указательную функцию? Например, одна чиновница отчитала девушек с полевой кухни за антисанитарию. А где же полевая кухня, организованная местным органом исполнительной власти, на которой стерильные столы и много еды для солдат и волонтеров?» — возмущается Мария Густокашина.
Волонтерская активность в зоне бедствия действительно идет на спад, людей можно понять — одни работают, другие обременены какими-то другими заботами. И так алматинцы уже 6 дней по собственной инициативе «держат оборону». Странно, что за всё это время в пострадавшем районе ни разу не появились представители правительства, не приехал министр по ЧС Божко, а между тем в городе был объявлен режим чрезвычайной ситуации. Неужели, как утверждают, «злые языки» всё дело в этих 2 млрд тенге, выделенных из местного бюджета: местные деньги, местный контроль за их расходом, местный отчет. Очень удобно. Между тем ситуация осложняется тем, что в нерасчищенных завалах начинают разлагаться трупы животных, которых не видно в толще грязи, в большом количестве появились мухи и комары. Местные жители утверждают, что никогда в таком количестве здесь не было этих насекомых. Поэтому поведение акимата действительно кажется странным и вызывает вопросы.
— К Алматы особое отношение в стране: сильная, богатая — справится.
— Наверное так и есть. Во всяком случае ощущение высокой самоорганизации присутствуют. Но масштабы этого бедствия, мне кажется, немножко занижены. Люди которые там работают рассказывают об одном, а по официальной информации — вроде ничего особенного, — прокомментировал ситуацию председатель правления Национальной палаты предпринимателей Аблай Мырзахметов на встрече с журналистами в Алматы 28 июня.
Нельзя, наверное, сказать что власти ничего не делают. Делают, наверное, но не так эффективно, может быть. Хотя для меня удивительно, когда я читаю что не хватает лопат, самосвалов… Люди деревья сами растаскивают. Или допустим, солдат туда отправили, а некому кормить. Как так? Мы вчера по селектору ко всем ребятам своим региональным обратились, чтобы помочь. Многие коллективы готовы перечислить свои однодневные заработки. Ведь сначала ощущение было что два-три дня и всё будет расчищено. Сейчас наоборот — такое ощущение, что проблемы нарастают.
Не мне оценивать, но по Караганде и прочим регионам правительство как-то реагировало, Сапарбаев приезжал, Божко был, какие деньги там были — не помню, но что-то выделяли. А тут маслихат собрался, сказал — у нас резервы есть… Здесь, наверное, местным властям надо более твердую позицию занять. Во-первых, нужно реально оценить масштаб: справляются — не справляются. И если не справляются, то как бы там не было тяжело, нужно обратиться с просьбой о помощи к правительству, — считает господин Мырзахметов.
Фото сделаны волонтерами в поселке Чапаева через пять дней после селя.