Генеральная прокуратура Казахстана планирует в сентябре представить законопроект о ратификации межамериканской конвенции о передаче осужденных лиц, в рамках которой появится возможность экстрадировать на родину казахстанских студентов Азамата Тажаякова и Дияса Кадырбаева, сообщил заместитель генерального прокурора Жакип Асанов, сообщает ИА Новости-Казахстан.
В начале июня Диас Кадырбаев и Азамат Тажаяков были приговорены к шести годам и 3,5 годам лишения свободы соответственно за воспрепятствование американскому правосудию при расследовании теракта в Бостоне в апреле 2013 года. Тюремный срок казахстанцам может быть сокращен на 15% за примерное поведение. Кроме того, оба казахстанца уже провели в заключении в рамках следствия и судебного процесса около двух лет.
«Думаю, что в начале следующей сессии в сентября мы представим как раз конвенцию о передаче осужденных, если парламент примет и президент подпишет эту ратификацию, тогда получается (будет) юридическая возможность вернуть их (Тажаякова и Кадарбаева) для дальнейшего отбывания срока в Казахстан», — сказал Асанов в кулуарах пленарного заседания мажилиса.
При этом он напомнил, что для экстрадиции еще требуется согласие самих осужденных и американской стороны.
В центре Бостона 15 апреля 2013 года недалеко от финишной черты проходящего там традиционного марафона с интервалом в 12 секунд прогремели два взрыва, в результате которых погибли три человека, более 260 получили ранения. Американские власти заподозрили в организации и исполнении этих взрывов выходцев из РФ братьев Царнаевых — 26-летнего Тамерлана и 21-летнего Джохара.
Через несколько дней после теракта Тамерлан погиб в перестрелке с полицией, Джохар получил огнестрельные ранения и был арестован. Коллегия присяжных на суде в Бостоне признала Джохара Царнаева виновным по всем пунктам обвинения и заслуживающим смертной казни.
По версии обвинения, Тажаяков вместе с Кадырбаевым, вынес из комнаты Джохара Царнаева рюкзак с пиротехникой, выносным жестким диском и вазелином, после того, как увидел в СМИ его изображения. Ни Тажаяков, ни Кадырбаев не сообщили в полицию и ФБР о том, что они опознали подозреваемых в совершении теракта братьев Царнаевых.