В середине июня сего года Международное агентство по атомной энергетике (МАГАТЭ) одобрило соглашение с Казахстаном, по которому последний разместит на своей территории и под контролем МАГАТЭ банк-хранилище ядерного топлива, причем начиная с 2017 г.
Американский журнал и аналитический центр The National Interest отмечает, что «Казахстан, который все еще располагает наследием советского боевого атома и связанных с ним сооружений, принял на себя роль хорошего гражданина мира, озабоченного вопросом нераспространения, под длительным руководством своего президента Н.А. Назарбаева».
Ключевыми авторами данного проекта являются Уоррен Баффет, вложивший в него 50 миллионов долларов США через свой некоммерческий общественный фонд Nuclear Threat Iniative, и правительства США, ЕС, Кувейта, Норвегии и Казахстана, которые вместе предоставили сумму больше 100 миллионов долларов США. В качестве обоснования данной инициативы стороны-участники приводят Договор о нераспространении ядерного оружия от 1970 года, в котором говорится, что мир должен обеспечить всем странам «возможности воспользоваться преимуществами от мирного использования ядерных технологий без риска распространения ядерного оружия».
Таким образом
Казахстан, доверие к стабильному будущему которого настолько сильно, что на его территории будет размещен объект не просто стратегического, а общемирового значения, приобретает дополнительный политический козырь
Отказавшись от ядерного оружия, сегодня Казахстан, приняв хранилище у себя, выбил почву из под ног тех стран, что вынашивали планы организации собственных ураново-обогатительных фабрик, и стал участником глобального прессинга на тех, кто или имели, или уже имеют засекреченные военные разработки в данной отрасли.
Одной из таких стран является Иран, который за последние двадцать лет создал промышленную инфраструктуру, позволяющую вести разработки в области обогащения, что ведет или к строительству реактора, или к разработке ядерного оружия. Проект казахстанского хранилища Иран поддержал, хотя, когда его запустят, оно, скорее всего, будет существенно сдерживать и возможности, и намерения Ирана развивать свои отечественные наукоемкие технологии.
Очевидно, что для Ирана своя атомная промышленность и ракетные войска стратегического назначения являются, в первую очередь, вопросами престижа и экономической выгоды. Другой страной с подобными амбициями является Турция, которая в этом вопросе заручилась поддержкой США после подписания соглашения о сотрудничестве в гражданской ядерной отрасли от 2008 г.
Турция открыто заявила о своем намерении развивать свой мирный атом, в то время как банк-хранилище в Казахстане, который еще и располагает своими запасами урана, может этому помешать.
На данный момент для запуска хранилища осталось уладить некоторые юридические процедуры. Прежде всего подписать ратификацию соглашения о новом хранилище в парламенте Казахстана — слово за депутатами. Далее будут разграничены уровни ответственности за топливо, а также условия, на основании которых топливо хранится в Казахстане. Пока предполагается, что хранилище будет располагаться на территории Ульбинского горно-обогатительного металлургического района.