Пока пресс-служба ЭКСПО-2017 молчит об истинных причинах появления и увольнения Веры Кобалия в этой компании, эксперты строят свои версии. Либо Саакашвили очень попросил своих казахстанских друзей поддержать девушку, либо это был торг.
Напомним: 12 июля 2015 года Вера Кобалия внезапно уволилась с поста заместителя председателя правления национальной компании «Астана ЭКСПО-2017». Многих шокировало не столько увольнение девушки, сколько сам факт ее появления там. Кобалия проработала в компании всего 5 месяцев. Ранее она работала министром экономики и устойчивого развития Грузии.
Важно подчеркнуть, что многие читатели поддерживают Веру Кобалия. Так, например, кандидат философских наук из Атырау, ныне жительница Тбилиси, Сара Бенделиани написала в Facebook: «Веронике ничего в жизни легко не доставалось. Только представьте себе жизнь беженцев (семья Веры бежала в Канаду- прим. авт.), лишенных элементарного. В «EXPO 2017» она проработав всего 5 месяцев, может уволилась, что не пришлась ко двору? Но может именно она разворошила осиное гнездо?».
В то же время блогер, телеведущий, президент общественного фонда «Республика – Регион – Развитие» Галым Байтук заявил следующее:
– Понятно, что Вера Кобалия не проходила открытый кастинг на должность топ-менеджера в национальной компании. Она была назначена сверху, причем очень тихо, никто даже не знал.
Возможно, ее назначение было неким торгом за какие-то услуги.
Может, Казахстан был заинтересован в услугах грузинских структур контролирующих рейтинг Doing Business (ежегодное исследование группы Всемирного банка, – прим. ред.) на просторах СНГ. Или же
это могло быть личной просьбой Михаила Саакашвили,
у которого не было возможности содержать команду, поэтому попросил поддержать Веронику Кобалия.
Но тут главный вопрос — почему у нее не получилось работать? Варианта два. Первый: наша сторона переоценила ее возможности и второй – она недооценила тот фон, который сопутствует нашей работе – коррупция, непробиваемость и прочее.
Как бы то ни было, ее пребывание ограничилось, я так думаю, только получением зарплаты. Ничего плохого она не сотворила, но и ничего хорошего не дала. Просто красивая девушка. Но красивая девушка – это не профессия. У многих сейчас есть вопросы о реальных результатах ее деятельности в сравнение с зарплатой, которую она получала. Ведь она пришла развивать пиар, помочь нам развивать имидж EXPO, а что получилось в итоге, все увидели.
И другой специалист — Салтанат Рахимбекова. Я считаю, что она была единственным адекватным человеком в команде EXPO, болеющая за нее душой. Салтанат Рахимбекова — выходец из гражданского общества, я лично с ней беседовал и она показывала какие у нее планы, что она собирается делать конкретно, что предлагала, что предлагает. Но руководство EXPO не рассматривало эти планы. Я считаю, что это из-за того, что там нет корпоративного духа, нет команды, только междусобойчики, определенные мелкие войны.
– Должны ли нацкомпании, задача которых работать на имидж страны, принимать экспатов? Ведь эти люди ничего не знают о Казахстане, не понимают внутренние процессы.
– Право у них такое есть. Главное, чтобы опыт экспатов и знания в своей сфере были исключительными, чтобы выбор в пользу иностранного менеджера был сделан в силу его профессиональной уникальности. Но какой опыт оставила Кобалия? Вот это главное. У нее ничего не получилось. Стало сложно, в компании – аресты, разоблачения. Что делать? Если четкого ответа нет, всегда легче сбежать, не напрягаться. Мне очень хотелось бы надеяться, что у новой команды, которая придет, все получится, не хочется думать, что опять придут люди, назначенные сверху – опять со связями, опять приблатненные.
– Но 2017 год наступит рано или поздно и придется что-то показывать мировому сообществу.
– Сейчас начнется гонка и никто не будет следить за качеством. Президент на последнем собрании даже не стал говорить о казсодержании, хотя раньше он об этом говорил. Исходя из негативных реалий допущенных прежним менеджмента мне кажется он уже ставит задачу по дедлайну, вовремя просто построить и нормально провести.
Вот что по этому поводу нам ответили в пресс-службе «Астана – EXPO 2017»:
Ответ, по сути, отписка. Между строк прямо читается — не ваше дело.
Все это мало согласуется и с объявленным правительством курсом на открытость и эффективность, и с заявлением президента, сделанным всего пару месяцев назад телеканалу «Россия 24»:
«Все люди должны знать: если это не государственная тайна, то доступ к информации должен быть открытым! И никто не имеет права при запросе СМИ не давать информацию. И вообще, это панацея, когда есть свободное общество, открытое для СМИ. Ничего не должно быть скрыто и ничего не должно быть сделано никому неизвестным».