Угадайте, кто сейчас главный судебный исполнитель в Алматы? Именно угадайте — ведь узнать это точно невозможно. Соответственно, невозможно заранее написать запрос или заявление. Ошиблись с именем — не принимается, нет такого человека на такой должности… Гадайте дальше.
Эта странная ошибка Министерства юстиции серьезно бьет по правам граждан, вовлеченных в исполнительное производство. В случае несогласия с действиями — или чаще бездействием — судебного исполнителя оспорить его действия у начальства становится затруднительным. Да, есть начальник отдела, да, есть Управление по обеспечению исполнительного производства, но когда это все пройдено — написать заявление или журналистский запрос на имя руководителя Департамента по исполнению судебных актов невозможно, потому что он — инкогнито. С подачи Министерства юстиции, на сайте которого сказано следующее:
Упомянутый здесь Апиев, по словам сотрудников Департамента по исполнению судебных актов по Алматы, уже год не работает на этой должности.
Руководитель Департамента по исполнению судебных актов по Алматы
Кто вместо него? «Перезвоните по этому телефону…». И начинается обычная игра в «попробуй дозвониться до чиновника».
Хотя это — прямое нарушение закона «Об административных процедурах», п.2 ст. 15: «Интернет-ресурсы государственных органов должны содержать… перечень структурных подразделений государственного органа и его подведомственных организаций, а также сведения об их руководителях».
С какой целью этот закон нарушается? Чем это объяснить — ленью, неумением обновлять сайт, нежеланием?
— Все вместе, — так прокомментировал ситуацию Игорь Лоскутов, генеральный директор ТОО «Компания «ЮрИнфо». — Мы же ведем персональные справки по госслужащим в нашей базе, так правильная информация не о первых лицах госоргана — это скорее исключение, чем правило…
Фактически это делает невозможным обращение к руководству департамента. Понятно, что это удобно департаменту: меньше обращений — меньше работы. Но почему Минюст потакает такой стратегии, размещая на своем сайте недостоверную информацию?
Вероятно, это просто выгодно. Не нужно тратить деньги на обновление сайта, даже если эти деньги выделены. А они выделены — в 2014 году общие расходы госбюджета на работу в Интернете составили 3 млрд тенге. Маловероятно, что сайт Минюста не попал в число получателей этих денег.
Все это — лишь версии. Чтобы выяснить, какая из них ближе к истине, мы отправили запрос на имя министра юстиции Берика Имашева, на который министерство должно ответить в течение 3х дней, согласно закону о СМИ. Конечно, если только министр юстиции тайком не ушел в отставку, забыв отметить это на сайте Минюста, и наш запрос не стал безадресным.