Угадайте, кто сейчас главный судебный исполнитель в Алматы? Именно угадайте — ведь узнать это точно невозможно. Соответственно, невозможно заранее написать запрос или заявление. Ошиблись с именем — не принимается, нет такого человека на такой должности… Гадайте дальше.
Эта странная ошибка Министерства юстиции серьезно бьет по правам граждан, вовлеченных в исполнительное производство. В случае несогласия с действиями — или чаще бездействием — судебного исполнителя оспорить его действия у начальства становится затруднительным. Да, есть начальник отдела, да, есть Управление по обеспечению исполнительного производства, но когда это все пройдено — написать заявление или журналистский запрос на имя руководителя Департамента по исполнению судебных актов невозможно, потому что он — инкогнито. С подачи Министерства юстиции, на сайте которого сказано следующее:
Упомянутый здесь Апиев, по словам сотрудников Департамента по исполнению судебных актов по Алматы, уже год не работает на этой должности.
Кто вместо него? «Перезвоните по этому телефону…». И начинается обычная игра в «попробуй дозвониться до чиновника».
Хотя это — прямое нарушение закона «Об административных процедурах», п.2 ст. 15: «Интернет-ресурсы государственных органов должны содержать… перечень структурных подразделений государственного органа и его подведомственных организаций, а также сведения об их руководителях».
С какой целью этот закон нарушается? Чем это объяснить — ленью, неумением обновлять сайт, нежеланием?
— Все вместе, — так прокомментировал ситуацию Игорь Лоскутов, генеральный директор ТОО «Компания «ЮрИнфо». — Мы же ведем персональные справки по госслужащим в нашей базе, так правильная информация не о первых лицах госоргана — это скорее исключение, чем правило…
Фактически это делает невозможным обращение к руководству департамента. Понятно, что это удобно департаменту: меньше обращений — меньше работы. Но почему Минюст потакает такой стратегии, размещая на своем сайте недостоверную информацию?
Вероятно, это просто выгодно. Не нужно тратить деньги на обновление сайта, даже если эти деньги выделены. А они выделены — в 2014 году общие расходы госбюджета на работу в Интернете составили 3 млрд тенге. Маловероятно, что сайт Минюста не попал в число получателей этих денег.
Все это — лишь версии. Чтобы выяснить, какая из них ближе к истине, мы отправили запрос на имя министра юстиции Берика Имашева, на который министерство должно ответить в течение 3х дней, согласно закону о СМИ. Конечно, если только министр юстиции тайком не ушел в отставку, забыв отметить это на сайте Минюста, и наш запрос не стал безадресным.