Когда казахские националисты выдвинули 23 требования правительству Казахстана, Айдос Сарым стал одним из тех, кто подверг критике эти требования. Почему? Об этом — наше интервью.
— В одной из статей на сайте Serke org говорилось, что «Айдос Сарым… подверг критике «Концепцию создания национального государства» — такая концепция опозорит казахов, ведет к фашизму, приведет к краху». Насколько это соответствует истине, действительно ли вы выступали против данной концепции?
— Да, я подвергал критике указанную концепцию и считаю, что казахи не должны заниматься ни самоистязанием, ни самоизоляцией. И то, и другое одинаково вредно для физического и духовного здоровья нации. Я не предлагал никого менять, не подвергал критике конкретных людей. Более того, считаю, что все люди, которые находятся в совете, должны продолжать свою работу, вести собственные проекты. Мой подход такой: пусть лучше будет один председатель, один или два заместителя, которые будут по необходимости ротироваться, а все остальные пусть лучше ведут собственные проекты. Национальный совет, в который будет входить множество известных людей, занимается их обсуждением, продвижением и лоббированием. Это будет гораздо продуктивнее.
— Известно, Казахский национальный совет выдвинул правительству 23 требования, в числе которых есть требования внести изменения в Конституцию страны, конкретизирующие конституционные права казахской нации. Конечно, можно внести изменения в Конституцию, но как можно обособить «конституционные права казахов» от прав других наций и народностей?
— Сегодня Конституцию страны менять собирается не Национальный совет, а сама власть. Если помните, то президентская программа «100 шагов» прямо это предполагает. И я думаю, что в обсуждении этих изменений должно принимать участие все общество, а не только сама власть. Конституция, ее изменение – это очень ответственный вопрос, который нельзя отдавать на откуп только лишь власти. Например, власть хочет создать по сути две правовые системы, два правовых режима в стране. Насколько это соответствует целям и задачам развития страны? Это надо очень внимательно и очень скрупулезно изучать.
Власть провозгласила, что собирается либерализовать земельное законодательство. Если это делается для того, чтобы облегчить жизнь фермеров и сельхозпроизводителей Казахстана – это одно, но если для того, чтобы, по примеру России, отдать сотни тысяч гектаров в аренду китайцам или российским военным – это уже другое.
Полагаю, что и задачи реформы политического пространства так же затронут конституционные статьи. Поскольку это вопрос очень серьезный, то лучше всего было бы создать конституционное совещание со включением в его состав как можно больше представителей общества.
В рамках совещания сначала проговорить весь комплекс изменений, их актуальность, целесообразность, а потом уже приступить к их правовому и юридическому оформлению. Лучше потратить несколько месяцев на плодотворные споры, чем завтра снова и снова требовать тех или иных изменений в Основном законе. Лучше достичь компромисса сейчас, чем потом множить количество недовольных. Среди членов Национального совета есть обществоведы, юристы, которые могут вести дискуссии, предлагать свои проекты и предложения. В свое время мы смогли достичь положительного компромисса с властью в ходе обсуждения и принятия Доктрины национального согласия.
— Когда обновленный Национальный совет озвучит новые предложения правительству Казахстана?
— Национальный совет – это не памятник и не пьедестал. Это прежде всего трибуна, где будут озвучиваться самого разного рода инициативы и идеи, так или иначе связанные с существованием и развитием казахской нации, казахского мира. Сейчас происходит процесс переосмысления его задач и функций, появится новая организационная структура. Думаю, что к осени форматы и контуры этих процессов станут известны. До того времени будет идти внутренняя работа, работа с лидерами общественного мнения, с регионами.