«Волков больше, чем людей», — таковы впечатления журналиста одной из влиятельнейших газет Британии, The Guardian, о Казахстане. Он был в Астане в гостях — очень интересно узнать, что гость думает о хозяевах после того как вернулся домой.
«Сверкающие здания Астаны, подобно миражам, вздымаются посреди степи – город, застрявший между советским прошлым и амбициозным будущим… Почему из всех живописных мест в Казахстане столицу решили разместить именно здесь? Вид из окна всё тот же – плоская, пустая и бесконечная скука. С высоты 150 метров видно несколько озер, формирующих ландшафт в горошек. Следов человеческой деятельности нет. Едва ли наберется несколько деревьев или хоть сколько-нибудь выделяющихся ориентиров. Вокруг степь и степь размером с Западную Европу, настолько плоская, как будто какой-то гигантский штукатур сровнял всё вокруг на тысячи километров. Здесь волки превосходят количеством людей. Неудивительно, что советские власти выбрали эти места, чтобы спрятать свои самые страшные скелеты — гулаги, космическую программу и ядерный полигон. Одним словом — радиоактивный кошмар страдающего агорафобией.
И вдруг из ниоткуда появляется город, весь сверкающий металлом и стеклом, возникший магическим образом посреди бескрайней казахской степи. Добро пожаловать в Астану, самую странную столицу в мире.
Здесь вокруг всюду большие блестящие здания авторства известных архитекторов, носящие таблички с их именами подобно ярлыкам на модной одежде. Каждое при этом старается выделиться и в борьбе за внимание напоминает группу испорченных подростков, где каждый кричит: «Посмотри на меня, я самый яркий!».
Взять к примеру ТРЦ Хан-Шатыр, разработанный Норманом Фостером и являющийся самым большим шатром в мире общей площадью 127 000 квадратных метров и высотой в 150 метров. Специальное химическое покрытие защищает от пронизывающего зимнего ветра и помогает поддерживать микроклимат. Искусственный пляж с песком, специально завезенным с Мальдивских островов, требует постоянных 35 градусов по Цельсию. Безусловно, во всех торговых центрах должен быть пляж.
Для города с центрической планировкой эстетическое размещение зданий представляет собой поразительный диссонанс. Режущая глаз пирамида из стекла. Нагромождение жилых домов в духе здания МГУ в имперском сталинском стиле. Диснеевская версия Белого Дома. Башня, похожая на вазу с шаром наверху, очевидно придуманная на обратной стороне салфетки во время скучного официального обеда. Министерство финансов в форме долларовой банкноты.
Кажется, что только некоторые из этих зданий проектировались с учетом практичности и целесообразности. Лифты в пирамиде сначала идут вверх, потом влево, потом опять вверх и влево – подобный лифтовый вальс наверняка обошелся в кругленькую сумму. В моем отеле потрясающее световое шоу снаружи здания и…ужасный сигнал Wi-Fi.
Когда столица была перенесена из Алматы в 1997 г., энтузиазма среди госслужащих, которых заставили переехать, не наблюдалось. Алматы гораздо старше и элегантнее. Именно Алматы выбрал Принц Гарри, чтобы провести зимние каникулы с Крессидой Бонас в 2014 г. Именно в Алматы государственные мужи предпочитают готовить плов на дачах, стилизованных под английские деревенские особняки.
Официальной причиной переноса столицы в Астану было названо расположение Алматы в сейсмоопасной зоне. Но близость к китайской границе и необходимость усилить влияние властей на севере страны кажутся более логичным поводом со стратегической точки зрения.
Тем не менее, Назарбаев действует мудро, осторожно маневрируя между Россией, Китаем и США, при этом поощряя межэтническую и межрелигиозную гармонию. В Астане есть несколько больших мечетей, церквей и синагог. Светло-голубая синагога Беит Ракель является самой большой в Центральной Азии. При угрозе воинственного ислама у своих южных границ здоровые религиозные взаимоотношения между народами являются не просто проявлением терпимости, а стратегической необходимостью.
Ещё одной достопримечательностью является новый университет Астаны. Открывшийся в 2010 г. и названный в честь Назарбаева, он представляет собой предмет гордости для многих иностранных ученых мужей. В самом деле, образование стало вопросом наследства для потомков для 75-летнего «отца нации». Назарбаев сделал возможным обучение выпускников школ за границей с оплатой всех расходов при условии, что они вернутся в Казахстан и отработают минимум 5 лет после получения диплома.
Много казахстанцев, отучившихся за границей, теперь делают карьеру в Астане. Предприимчивые выпускники западных вузов доминируют в молодом городе. Астана отпраздновала свой 17 день рождения 6 июля в этом году (дата совпадает с днем рождения президента), при этом на улицах редко увидишь людей за 50.
Этот сверкающий игрушечный город заперт между советским административно-управленческим подходом и вдохновляющим рыночно-предпринимательским настоящим. Но на краю города вся архитектура резко кончается. Неистовая энергия сходит на нет, и резко начинается бескрайняя степь. Именно поэтому Астана ощущается как огромное проявление экзистенциализма в попытке преодолеть ужас бесконечной пустоты.
С высоты 150 метров и точки зрения вечности, кажется, что Норман Фостер не имеет ни малейшего шанса. Однако кто знает?»
Источник: The Guardian