В среду, 1 июля, мажилис парламента РК одобрил поправки в пенсионное законодательство, которое «позволит обеспечить адекватность пенсионных выплат для достойного уровня жизни в пенсионном возрасте», сообщает КазТАГ.
В заключении комитета по социально-культурному развитию мажилиса парламента РК перечисляется, какие именно изменения будут заложены в новом документе.
«Законопроектом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам пенсионного обеспечения» предусматривается изменение порядка назначения базовой пенсии в зависимости от стажа участия в пенсионной системе. С 1 июля 2017 года будет изменен порядок назначения базовой пенсии. Базовая пенсия будет назначаться лишь при достижении гражданами пенсионного возраста и в зависимости от стажа участия в пенсионной системе», — указывается в документе.
Как информируется, размер базовой пенсии при стаже участия в пенсионной системе 10 и менее лет и его отсутствии будет равен 50% прожиточного минимума (ПМ), с увеличением ее размера за каждый полный год сверх 10 лет – на 2% ПМ, но не более 100% ПМ при 35-летнем и более стаже участия.
«В стаж участия в пенсионной системе будет зачтен как трудовой стаж, выработанный до 1 января 1998 года, так и периоды работы после указанной даты, за которые производились обязательные пенсионные взносы. Это направлено, с одной стороны, на снижение бедности пенсионеров, с другой стороны — на усиление трудовой мотивации и формализацию трудовых отношений граждан», — уточняется в заключении.
Кроме того, в связи с изменением политики назначения базовой пенсии упраздняются государственные социальные пособия по возрасту, размеры которых практически равны в настоящее время размеру базовой пенсии.
Также предусматриваются дополнения действующей накопительной пенсионной системы новой условно-накопительной компонентой, формируемой за счет взносов работодателей в размере 5% от доходов работников.
«В целях усиления ответственности работодателей за пенсионное обеспечение граждан предлагается с 1 января 2018 года ввести новый условно-накопительный компонент пенсионной системы, формируемый за счет обязательных пенсионных взносов работодателей в размере 5% от доходов работников. Перечисляемые работодателями дополнительные 5% обязательные пенсионные взносы работодателей (ОПВР) будут фиксироваться на условном пенсионном счете каждого работника, открытом в ЕНПФ. Поступающие взносы не будут являться собственностью граждан», — констатируется в информации.
По данным комитета, право на пенсионные выплаты за счет ОПВР (максимальный размер не более 2 ПМ) будут иметь лица, достигшие пенсионного возраста, при перечислении ОПВР на условный пенсионный счет не менее чем за 60 месяцев, а также инвалиды I и II групп, инвалидность которых установлена бессрочно. Пенсия будет выплачиваться пожизненно.
Пенсии из системы будут ежегодно индексироваться в зависимости от финансовых показателей системы и результатов инвестиционной деятельности АО «ЕНПФ».
Кроме того, планируется провести реформирование пенсионного обеспечения сотрудников силовых структур.
«С 1 января 2016 года пенсионное обеспечение всех сотрудников силовых структур будет осуществляться за счет государственного бюджета. Размер их пенсии будет рассчитываться в зависимости от выслуги лет и денежного содержания на момент увольнения со службы. При этом, начиная с 2016 года, будут отменены обязательства государственного бюджета по уплате 20% обязательных пенсионных взносов от денежного содержания сотрудников силовых структур», — детализируется в заключении.
Помимо этого, предлагается вернуть в доход бюджета 50% сумм обязательных пенсионных взносов, перечисленных за счет бюджетных средств до 1 января 2016 года в их пользу.
Также для устранения диспропорций в размерах пенсионных выплат пенсионеров силовых структур, уволенных в запас в разные периоды времени, при равных условиях прохождения службы, в 2016 году будет осуществлен разовый перерасчет размеров ранее назначенных пенсионных выплат в неполном объеме с учетом доведения их до полного размера, приняв к зачету выслугу лет, трудовой стаж, денежное содержание на день увольнения со службы по материалам пенсионного дела.
Кроме того, законопроектом предусматриваются совершенствование параметров накопительной пенсионной системы, расширение охвата населения накопительной пенсионной системой.
В целом реализация вышеуказанных мер позволит сохранить до 2030 года соотношение среднего размера совокупной пенсии к среднемесячной заработной плате на уровне не менее 40% от утраченного дохода.
Законопроектом вносятся изменения и дополнения в законодательные акты, предусматривающие устранение пробелов в действующем законодательстве: в Налоговый кодекс, в законы РК «О государственных социальных пособиях по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту в Республике Казахстан» и «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан».