29 июля в Астане работники Службы центральных коммуникаций при президенте РК (СЦК) на 16-й минуте прервали выступление по вопросам защиты прав детей председателя совета общественного объединения «Қамкорлық» Евгения Цая за его чересчур смелую критику чиновников. Нам удалось выяснить у Евгения Романовича, о чем ему не дали договорить.
— Когда СЦК приглашали меня на эту пресс-конференцию, я сразу спросил, на самом ли деле они готовы к тому, чтобы меня выслушать, потому как я всегда и везде говорю честно. Раз пригласили, я пришел, — рассказал медиа-порталу 365info подробности скандальной пресс-конференции Евгений Цай.
— Когда меня провожали до двери, они сказали, что можно было бы вести себя корректно, что это было, как бы сказать… чересчур вызывающе, как-то так.
Я им сразу сказал, что здесь нет ничего такого, защита прав детей — это не политическая тема, и что я фактически констатировал то, что есть на самом деле. Их точка зрения, наверное, что надо умалчивать, это их позиция, наверное. Я закончил на том, что если в государстве царят казнокрадство, коррупция, бюрократия, подхалимство и показушничество, если уважением преимущественно пользуются богатые, сильные, властные, но при этом далекие от этики и нравственности люди, пресмыкающиеся перед начальством и унижающие слабых, то тогда какой мы выбор оставляем нашим детям? Много ли мы найдем людей, с кого им надо брать пример? И мое выступление остановили.
Вот тот самый «некорректный» текст, который глава общественного объединения не смог озвучить в президентском пресс-центре:
«Много ли у нас людей, стремящихся к духовно-нравственному развитию? Какие родители, какие чиновники и учителя, то есть преподаватели (я не могу их считать учителями) сегодня способны воспитать духовно-развитую личность, если подавляющее большинство даже не понимают, что это такое — духовность?
Они далеки от элементарного общечеловеческого понимания, часто путая его с понятием, которое перекочевало из тюрем, силовых госструктур, армии в общество и к детям в школы. Вы же знаете, что дети на сегодняшний момент многие действуют по принципу «не настучать», вы же знаете, почему так происходит? Это понятия, где подавление и унижение сильными слабых — есть норма, где все преступления должны умалчиваться, дабы не прослыть стукачом, где понятие стоит над законом.
Именно эта зэковская система ценностей, переданная нами детям, толкает их на преступления, она заставляет детей умалчивать в ущерб себе и другим, она подталкивает их к суицидам и взращиванию в их душах негатива.
Чтобы оторвать детей от этой порочной системы ценностей, нужна истинная любовь, истинное духовно-нравственное воспитание, истинная забота. Но сегодня истинную непоказную заботу о детях все меньше проявляет не только государство, но и родители. Поэтому проблема детского сиротства и подросткового суицида все больше выходит на первый план.
Сегодня как государство, так и родители глубоко заблуждаются вследствие отсутствия элементарного общечеловеческого понимания, они подменяют истинную заботу о детях на тривиальную — благополучие, показушничество и поверхностная забота, не понимая то, что по-настоящему счастливым человеком может быть только духовно наполненный, душевно-уравновешенный и нравственно-устойчивый человек, имеющий высокие и благородные цели в жизни. Только достойное воспитание детей может заложить в ребенке основу, фундамент и стержень, которые, независимо от внешних условий, дадут ему ощущение наполненной и счастливой жизни.
Именно фундамент и внутренний стержень навсегда сберегут его от суицида и совершения поступков и преступлений, противоречащих общечеловеческим ценностям.
Если мы по-настоящему заботимся о детях, хотим им счастья, то мы должны духовно-нравственное воспитание всего общества, включая чиновников, родителей и, конечно, самих детей поставить на первое место, ибо образованный человек от необразованного отличается лишь одной, но главной особенностью — духовностью. И только духовность развивает в человеке такие добродетели, как прощение, сострадание, заботу и любовь, искореняя такие пороки как жадность, зависть, ненависть, страх, тщеславие, обиду и злость. Исходя из вышеуказанного, хочу уточнить причины, ведущие к насилию, нарушению прав детей и суицидальному поведению несовершеннолетних.
Предлагаю следующие меры по устранению причин, лежащих в основе наихудшего положения детей при нарушении их прав.
Первое — это меры, направленные на духовно-нравственное развитие общества: разработка и внедрение государственной программы духовно-нравственного развития казахстанского общества; создание научно-общественного центра по вопросам духовно-нравственного развития общества; усовершенствование системы образования в Казахстане; разработка ведомственной программы в Министерстве образования и науки по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся;
пересмотр и усовершенствование системы обучения по предмету «Самопознание»; изменение и усовершенствование системы подготовки учителей по самопознанию;
обучение родительской общественности по вопросам духовно-нравственного развития; обучение госслужащих и аттестация по вопросам нравственности и понимания общечеловеческих ценностей; общественный и государственный контроль над госслужащими и должностными лицами по соответствию нормам морали и нравственности; создание придворовых клубов, направленных на духовно-нравственное воспитание населения.
Второе — меры, направленные на повышение уровня нравственности и справедливости в обществе. Необходима верная борьба с коррупцией;
устранение порочной практики, когда ведомства сами себя проверяют и сами себя наказывают — всяческие отделы собственной безопасности и так далее там бывают;
создание действенной, независимой системы общественного контроля над всеми государственными органами; создание системы выборности или системы утверждения общественностью, но только не депутатами, представителей судебных и надзорных органов; усиление ответственности госслужащих за нарушения законов и Конституции».
В конце беседы Евгений Романович привел несколько конкретных примеров, когда ему приходилось защищать детей от бездействия полиции и насилия со стороны сверстников и опекунов. Каждый из этих случаев заслуживает отдельной публикации.
Продолжение следует.