Видеорегистратор превращается в мощное оружие борьбы за справедливость. В Казахстане уже существует армия, которая использует его активно и организованно — «Гражданский патруль», люди выступают против хамства и беззакония на дорогах. Но в отличие от российского «СтопХама» активисты не выясняют отношения с нарушителями, не крепят наклейки на авто. Их способ наведения порядка – снял видео и отправил вместе с заявлением в полицию…
К удивлению многих, этот рецепт работает, хотя и с пробуксовкой:
– Мы привлекаем всех… В моем списке и BMW X6 есть, и номера 001 — полиция всех привлекает, если нарушение доказано, – хвастает своими победами Геннадий Н., лидер «Гражданского патруля».
– Для чего вся эта активность? Какова основная задача движения?
– Можно сказать, что мы проводим общественную работу по наведению порядка на дорогах. Активист фиксирует на фото или видео нарушения правил и отправляет их вместе с заявлением в полицию, тем самым привлекая нарушителей ПДД к административной ответственности. Это ведет к снижению количества нарушений ПДД и ДТП.
– То есть ваше движение — это отечественный вариант «СтопХама»?
– Нет. Российское движение «СтопХам» и мы – это небо и земля. Мы не зарабатываем на просмотрах наших роликов на Ютубе, не деремся с нарушителями, ничего не клеим на автомобили. Я вообще против российского «СтопХама», их методы мне не по душе…
– Ваша цель в том, чтобы ваши «клиенты» заплатили штрафы за свои нарушения?
– Нужно понимать, что нарушение ПДД не мелочь, это такая штука, которая жизни уносит каждый день и страшна не менее уголовных преступлений. С этим бороться надо.
Наши активисты не выделяются из общего потока на дороге, у нас нет специальной раскраски и мигалок, мы незаметны, мы везде и мы внезапны.
– Проехал нарушитель на красный свет и думает, что ему повезло. А нет – через месяц его вызовут полицейские и покажут видео с нарушением, объяснят, сколько это ему будет стоить…
Наши активисты не имеют никакой выгоды от бардака на дорогах, потому что мы не берем взяток.
– Надеюсь в будущем количество активистов будет превышать количество сотрудников полиции, что приведет к практической реализации принципа неотвратимости наказания за нарушение ПДД.
– А что происходит после того как отснятый материал попадает в ДВД? Полицейские чаще наказывают нарушителей или отписываются?
– Начинать было сложно, приходилось преодолевать нежелание некоторых сотрудников полиции рассматривать заявления. 8 месяцев ушло на то, чтобы решить этот вопрос через прокуратуру. Если бы не помощь Бостандыкской прокуратуры, у меня бы опустились руки. Но сейчас это все позади: снял, написал, отправил – нарушителя привлекли. Правда, сроки рассмотрения заявления 3-5 недель – это очень долго, особенно, если учесть, что известен госномер нарушителя. Другая проблема – это подложные госномера, шторки на госномерах. Нарушение ПДД зафиксировано, а кому его предъявлять – непонятно. А если он человека на пешеходке собьет и скроется? Поэтому, если вы видите шторки или что-то подобное на машине, сразу же звоните в 102 и сообщайте, чтобы перехватывали этого умника.
Регистратор бесполезен и против превышения скорости, а также против велосипедистов и пешеходов.
– Есть проблемы с иногородними нарушителями – их редко привлекают к ответственности. К примеру, в Алматы нарушители из других регионов могут не боятся активистов нашего движения. От полицейских приходят отписки типа: «Не смогли найти, потому что не живет по указанному адресу». Какие же это розыскные мероприятия? Открыли базу, нашли несостыковку и успокоились на этом… Но этот вопрос я буду ставить перед полицией. Так долго продолжаться не может – перед законом все равны.
– По вашему мнению, полицейские не справляются или плохо работают?
– Во-первых, как работают полицейские, все мы знаем: «встречники» на улице Жарокова уже стали нормой, в час-пик многие перекрестки заблокированы поперечными потоками автомобилей и все стоят в пробке, газоны вытоптаны покрышками автомобилей из-за парковки, родители воюют с автомобилями, брошенными на детских площадках во дворах. Вас устраивает такая работа полиции? Меня – нет. Во-вторых, я считаю, что стране очень не хватает разнообразных общественных организаций, активисты которых наводили бы порядок в различных сферах жизни. Нужно понимать, что никакая полиция не сделает нашу жизнь лучше, чем мы сами.
Вот один из примеров работы «Гражданского патруля» — видео с нарушителями и ответ полиции на него.
https://youtu.be/d9__SjBwz84
– Ваши жертвы вам пытаются отомстить?
– За тот год, что я этим занимаюсь, мне никто ничего не сделал – ни полиция, ни нарушители. А привлек я порядка сотни нарушителей – и по штрафам, и по лишению прав. Случается, что у нарушителей есть друзья в ГАИ – такие могут позвонить и обматерить, но это большая редкость и дальше телефонного звонка дело не заходит. Я просто установил себе запись телефонных разговоров и сейчас работаю над подачей в суд на одного такого позвонившего – к штрафу добавлю ему судимость за оскорбления. А вообще, я не слышал о нападениях на наших активистов. По сравнению с отправкой видео в ГАИ гораздо опасней делать замечание на дороге – на Youtube масса видео с такими драками. Быть гражданским патрульным намного безопаснее и эффективнее.
– С какими нарушениями ПДД в основном боретесь?
– У каждого активиста есть свой «черный список». В моем списке парковка у подъезда, на тротуаре, на «зебре», проезд на красный, езда по встречке, создание аварийной ситуации, объезд очереди и вклинивание без очереди. А вот, скажем, парковка на местах для инвалидов… Я не определился, нужно связываться с обществом инвалидов и спросить у них, насколько их водителям мешают здоровые нарушители.
– Авторов видео вызывают в полицию или суд? Полицию устраивает анонимность?
– Нужно, чтобы видео все доказывало, чтобы госномер нарушителя хорошо читался. Могут позвонить из полиции и попросить принести видео. Но они должны брать видео из электронного заявления на Egov. Если же видео по каким-то причинам не воспроизводится, то могут попросить выслать его на электронную почту. Но вызов активиста в полицию ради одного файла мы считаем незаконным и в таких случаях пишем жалобы в прокуратуру.
– Насколько законно снимать на фото или видео чужие автомобили?
– Это законно. Любой человек может снимать на фото/видео любого другого человека и его собственность, будучи в общественном месте. Можно снимать на фото/видео и полицейских, и их автомобили. Да, бывает попадаются неадекваты, которые начинают орать «вы не имеете права меня снимать!», но их крики и ор не имеют ничего общего с законом. А с одним таким полицейским из Астаны сейчас разбираются в ДВД столицы.
– А чужие видео вы отправляете в полицию?
– Нет. И никому не советую так делать. Если будет назначена судебная экспертиза и она покажет, что видео смонтировано с целью подделки, то у заявителя будут проблемы с законом. Поэтому я отправляю только то, что снял сам.