Спросите — какой должна быть одежда? Удобной, красивой, практичной, модной — ответят вам. А национальной? Считается, что национальная одежда — это что-то, что надевается по каким-то особенным случаям, или вообще находится в музее. В том, что это не так, уверен известный казахстанский дизайнер Муслим Жумагалиев. Он считает, что национальный казахский костюм должен занять свое место в гардеробе каждого казахстанца, независимо от национальности.
— Группа энтузиастов предложила новый праздник – день казахской национальной одежды. Эту инициативу горячо обсуждают в интернете, и неожиданно многие высказываются «за». Муслим, учитывая общее одобрение предложенного праздника, нужен ли он нам?
— Нужен государству и нам. Это — часть наших духовных ценностей. Это — культурный пласт, который у нас плохо пропагандируется. Государству всего 24 года. Ему нужно интегрироваться в мировое пространство. Мы входим в тюркскую цивилизацию. А третья мировая война будет войной цивилизаций. И культурный пласт будет самым главным фактором. Нашей истории более 3000 лет.
— Просто надел шапан – и выиграл войну? Это странно…
— Дело не в войне. Цивилизация, владеющая информацией о своем прошлом, имеет потенциал. Генетический и творческий потенциал дает возможность выжить, не раствориться в общей массе.
— Согласитесь, что не каждому по карману приобрести казахский национальный костюм. Да и выбора нет. Какой конкретный результат будет от того, что вся страна в этот день наденет национальный наряд?
— Изначально должно подключиться государство. Не просто национальная одежда, здесь должна работать идеология. Нужно подключать события из истории, происходившие на нашей территории. У нас есть мощные произведения «Козы Корпеш-Баян Сулу», «Енлик-Кебек», эпосы «Кобыланды батыр», «Камбар батыр». Эти произведения должны доминировать, чтобы человек знал о своем языке, о своей культуре и ее ценностях. Тогда появится интерес не только к одежде. Наши жырау, наши кюи – это достояние. Это тоже бренды. Все это вызовет интерес широких масс.
Наша культура богаче, чем культура Европы и Америки
— Хорошо. Будем пропагандировать одежду, эпос. Но в чем уникальность нашего национального костюма?
— У киргизов есть День колпака. Кимоно – чисто японская одежда. Взять наше саукеле. Это дух сакского периода. В нем большой смысл. Ювелирные украшения, популярные на Ближнем Востоке, в Иране, в Индии появились в эпоху гуннов. Пиджак и распашную рубашку, которые мы носим, придумали саки.
— То есть нужна долговременная пропагандистская работа. Тогда такой вопрос. Смотришь на множество вышитых золотом шапанов и бесформенных колпаков – носить такое не хочется. Ощущение, что это — не наша одежда. Откуда эти, дошедшие до примитива, образцы и что делать?
— Наши традиции уничтожались в течение 70 лет советской эпохи. Я был в музее этнографии Москвы и Санкт-Петербурга – там очень мало информации. Она есть в архивах. Но ее не популяризируют. Это идеология России. Мы сами должны популяризировать эти знания. Я с 98-го года работаю только над проектом национальной одежды. На сегодня проведена хорошая работа министерства культуры. Они взяли часть рукописи Дешт-и-Кипчаков, Кодекс Куманикус- из Армении. Там есть информация по одежде — как одевалась каждая иерархия. Это колоссальный труд, который нужно изучать. Начинать нужно с пропаганды изучения традиций. В сравнении с Европой это неизученный пласт.
— Ознакомился с вашей потрясающей коллекцией. Ваши пестрые, разнообразные, роскошные одежды бросаются в глаза. Они вызывают восторг и удивление. На что вы опираетесь при их создании? В чем источник?
— В это дело я пришел не с улицы. Дед по маминой линии занимался созданием костюмов и ювелирных украшений, оружия и сбруи. Эта информация шла мне с детства, дома.
— Династия дизайнеров.
— Этнодизайнеров. В этом мне много помогают наши ученые – Галым Доскен, Зейнолла Самашулы и другие. Спасибо им и нашим преподавателям! Я брал информацию у нас и в России, а также у гагаузов и карачаевцев.
— По осколкам собирали в комплекс.
— Принято считать, что мы – кочевой народ. Но такими мы стали с 9-11 веков. До этого
гунны занимались ремеслом – ткали, создавали полотна
— Вы создали десятки костюмов. И я видел, что люди хотят носить такое. Как такой стиль сделать масштабным, доступным в Казахстане? Что можно сделать, чтобы эта одежда вошла в быт?
— Простой обыватель смотрит, что носят известные люди. Я стараюсь одевать артистов, ведущих, медиаперсон. Начинать нужно с них и чиновников. Мне нравится, что они стремятся надевать такой наряд, например, в гости.
— Есть такая тенденция?
— Да. Говорят: «Я хочу на свадьбу дочери пойти в шапане».
— Свадьба – это особенный случай. А в быту?
— В быту предпочитают удобные вещи. Но заказов очень много. Я не успеваю шить.
— А как это ввести массово? В каждом городе.
— Я сейчас преподаю студентам. Хочу создать тот пласт, который был в советское время. Когда конструкторы, швеи и дизайнеры работали вместе. Хочу провести конкурс среди студентов. Собрать швей, дизайнеров для совместной работы. На этой почве можно себя реализовать. У нас есть хорошие дизайнеры в этом направлении. Им даже не нужны показы. У них свои клиенты. Мы хотим ввести этнокостюм не только в прет-а-порте, но и в люксовую одежду.
— Хорошо. Когда-то одежда кочевников была популярной от Китая до Англии. Скажите, какой вклад сделали кочевники в мировую моду? Все знают, что они придумали штаны. Что еще?
— Кроме штанов, еще каблуки. Они были удобны для езды верхом.
— То есть любая гламурная модница носит изобретение кочевников.
— Все знают американские ковбойские сапоги. Они называются «казаки».
— Их нужно называть – казахи.
— Здесь только название говорит за себя. Распашные пиджаки носили сакские воины. Ближний Восток носил туникообразные вещи. Америка и Европа — пончообразные.
Одежду с рукавом создали на нашей территории
Хотя это считается английским изобретением. Взять пуховики и стеганые вещи. В научных трудах нет информации о стеганых вещах до сакского периода.
— То есть ватник — тоже?
— Головной убор – тымак. Меня поразило, что на зимней олимпиаде сборная Монголии вышла в наших тымаках на открытие олимпийского огня. Хотя у них есть свой головной убор. Сегодня во всем мире признаны валяные войлочные изделия. Считаются уникальным изобретением, как и юрта.
— Есть ли перспективы для казахской одежды, чтобы она стала модной, популярной, масштабной?
— Как я уже сказал, нужны государственные проекты. Пропаганда национальной культуры и музыки. Объяснять народу, что мы живем в Казахстане. Если вы будете жить в Японии, вы будете японцами, а не узбеками или уйгурами.
Каждый, кто живет здесь, должен чувствовать себя как дома — у него должна быть казахская национальная одежда.
Мне нравится, что сейчас, независимо от национальности, гостю подают бешбармак. Это стало брендом. Главное – делать со вкусом.
— Кто-то считает – я не казах и не обязан носить казахскую одежду.
— Его никто не заставляет. Но в Коране и Библии написано — уважай и цени законы той территории, где ты находишься.
— В нашей редакции была проведена акция. И оказалось, что казахский костюм объединяет все нации. Надевайте казахскую национальную одежду и почувствуйте себя казахстанцем!
Видеоверсию смотреть здесь.