Растущая милитаризация полиции США ставит под угрозу безопасность страны. Все чаще действия полиции напоминают масштабные боевые операции, говорят эксперты.
Английские, а после и американские правоохранительные системы были заложены в 1829 г. Робертом Пилом — автором и реализатором плана организации работы лондонской полиции. Организационная структура и административная иерархия были, в основной своей массе, копиями армейской структуры. Армия и полиция стали отличаться лишь цветом униформы: красная — в армии и синяя — в полиции. Этого было бы достаточно, чтобы заключить, что первая английская столичная полиция, по сути, была военизированным подразделением с армейской структурой и вооружением, но иными задачами. Однако было и другое важное отличие —
лондонские полицейские 19 века настоящего оружия не имели
По Пилу, армия должна быть единственным инструментом силы, а полиция — концентрировать усилия на профилактике правонарушений, установлении контактов с населением и вовлечением его в широкие формы сотрудничества, с применением «…минимальной физической силы и только…» (из устава полиции). Но, подчеркиваем, это было в Лондоне и в первой половине 19-го века.
— Я здесь, чтобы сообщить о милитаризации нашей полиции — опасной тенденции, сложившейся в Америке за последние 25 лет. Это означает использование армейского оружия и снаряжения, в том числе крупнокалиберных систем, тактики боя теми, кого принято называть офицерами департаментов полиции общественной безопасности, — из выступления журналиста Рэдли Балко, многолетнего криминального обозревателя, автора двух книг про милитаризацию полиции США, в Палате представителей США.
Американская система охраны общественного порядка и уголовного преследования эволюционировала и сегодня является логически завершенной военизированной структурой или, как принято обозначать сегодня, квази-армейской структурой с соответствующей символикой, оснащением, а главное — средствами ведения огня и тактикой ведения огневого боя, в первую очередь, в условиях большого города. В дополнение к этому,
новая американская военизированная полиция вышла из-под патронажа местных городских властей
Случилось это так. Пользуясь ростом городской уличной преступности, обострением войн между американскими городскими и тюремными картелями, вышедшей из -од контроля правительства ситуацией с наркобизнесом в соседней Мексике, полиция постепенно абстрагировалась от профилактики правонарушений и работы с населением.
«Полицейская армия» из расслабленных шерифов превратилась в активных хищников и весьма эффективно крушит банды «по факту», не задумываясь о том, что место уничтоженных гангстеров занимают новые,
порожденные как на улицах США, так и за их пределами. Следует помножить это на сакральное право американского гражданина владеть огнестрельным оружием, доступность последнего и тот факт, что США — крупнейший в мире теневой рынок стрелкового оружия. Не следует также забывать святое для американского копа «право на первый выстрел». Им весьма быстро воспользовался американский офицер полиции, застреливший сперва казахстанского студента, а потом цветного подозреваемого в правонарушении, что породило массовые выступления в американских городах против излишнего применения силы.
Все эти факты породили целую волну публикаций в СМИ, посвященных использованию полицией абсолютно «неполицейских» автоматических карабинов М-4, полузадушенным и серьезно травмированным подозреваемым. Всплыли факты совершенно безумных расходов боеприпасов, кстати, официально неучтенных, при задержании всего лишь одного подозреваемого, чему свидетельство — сотни видеороликов на Youtube.
Конечно, противостоят копам не безмолвные дехкане, а вполне оформившиеся психопаты в нескольких поколениях, живущие по формуле «гетто-камера-погост». Они уже давно вышли за пределы своих чисто этнических кварталов и вошли в традиционно благополучные районы, а следом за ними туда вошла полиция, в самом безобидном случае просто потоптав оранжереи и посветив лазерным прицелом в окна частных домов. Сегодня американского обывателя не сильно удивишь оперативником в полной экипировке на заднем дворе, идеологически заточенным рубать всех встречных в капусту. Фобии законопослушного контингента как раз и озвучил американским депутатам указанный выше журналист.
Многолетние исследования правоохранительной системы США показали, что за последние 100 лет
американская полиция стала более автономна и профессиональна, явно обрела формы милитаризма и сосредоточилась на карательной составляющей правоохранения
— Постепенно в глазах рядовых граждан стирается внешняя градация полицейских профессий. Когда-то уютные и милые глазам простых граждан униформы шерифов, патрульных и дорожных полицейских вытесняет усредненно-армейская форма с соответствующей экипировкой. Полицейская среда и учебные заведения превращены в закрытый клуб с философией «мы против них» — так Карл Бикер, старший аналитик по общественной безопасности организации COPS OFFICE, охарактеризовал тенденции в изменении роли полиции.