13 апреля в УВД Алмалинского района поступила жалоба на парковщика — за приставание в общественных местах. Полицейские парковщика привлекли, но… по «пешеходной» статье 615.
Жалоба на парковщика за приставание поступила в Алмалинский УВД и была отписана по месту совершения административного правонарушения, то есть участковому инспектору опорного пункта №24, который принял решение… составить административный протокол по ст 615 КоАП РК. Теперь за «невыполнение пешеходами и иными участниками дорожного движения требований, установленных правилами обеспечения безопасности дорожного движения» парковщику придется заплатить штраф – 9910 тенге. Назойливого приставания в действиях парковщика полицейские не увидели. Прокуроры оказались солидарны с полицейскими – парковщик нарушил ПДД тем, что вышел на проезжую часть, но назойливого приставания в его действиях нет.
С тех пор как в КоАП была введена норма, предусматривающая ответственность за назойливое приставание в общественных местах, были оштрафованы сотни таксистов, проституток, гадалок и попрошаек. Парковщиков не привлекают.
– По условиям статьи 449 КоАП РК приставание в общественных местах должно быть назойливым, – говорит адвокат Владимир Турамшев. – Ключевое слово здесь «назойливость», что характеризуется активными действиями, к примеру, как знаменитая героиня из кинофильма «Бриллиантовая рука» приставала к герою Никулина с фразой «Цигель цигель ай лю лю».
Кроме того, как подчеркивают правозащитники, в статье 449 Кодекса указано, что под приставанием понимаются назойливые обращения в общественных местах с целью покупки, продажи, обмена или приобретения вещей, совершенные лицом, не являющимся объектом предпринимательства. А парковщики являются сотрудниками организации, в уставе которой указан такой вид деятельности как сбор денег за помощь в оказании парковки.
Между тем, большинство водителей называют парковщиков «вымогателями», которые за сто тенге «разрешают» встать на обочине дороги.
В мае текущего года депутаты внесли изменения в Кодекс РК об административных правонарушениях (п. 4-1ст. 597), установив штраф в 5,9 тыс. тенге для тех, кто не хочет платить за парковки «в местах, оборудованных специальными сертифицированными устройствами, предназначенными для взимания уплаты за парковку и учета времени парковки транспортных средств».
Но планы акимата Алматы обустроить центр города цивилизованными платными парковками пробуксовывают. Старая система работы от «Алматы спецтехпаркинг сервис» на практике оказалась куда более прибыльной. Механизм организации парковки элементарен – только знак и люди, одетые в зеленые жилеты. Ответственности никто не несет. Здесь только берут наличными – никаких обязательств.
Кроме того, в городском акимате в очередной раз подтвердили: «Оплата за услуги по парковке автотранспорта производится исключительно на добровольной основе». Более того, заместитель акима Алматы Юрий Ильин в ответ на запрос 365info сообщил, что «на регулярной основе с сотрудниками ТОО «Алматы спецтехпаркинг сервис» ведется разъяснительная работа по недопущению грубого обращения с владельцами автотранспорта». То есть акимат учит парковщиков, как без конфликтов и вежливо разъяснять водителям необходимость оплаты за парковку. Так как деньги акимату нужны, но официальный статус парковщикам пока видимо дать не получается. Хотя акимат не отказался от идеи сделать обочины дорог платными для парковки.
«В сферу деятельности сотрудников ТОО «Алматы спецтехпаркинг сервис» помимо оказания услуг по паркованию входит содержание и эксплуатация специализированных штрафных стоянок и содержание подземных пешеходных переходов», – сообщил Юрий Ильин.
Если учесть количество авто и дефицит стояночных мест у подавляющего большинства магазинов, банков, ресторанов и офисных зданий, то на парковочном бизнесе можно неплохо заработать, но… оказывается, в прошлом году парковщики, согласно официальным данным акимата, собрали с водителей всего 125,5 млн тенге. Автомобилисты искренне удивляются – как же так? В Алматы порядка миллиона машин ежедневно где-то паркуются, парковщики активно собирают с автовладельцев деньги, а в итоге власти отчитываются, что за год собрано ничтожно мало. То есть парковщики, рискуя своей жизнью, в итоге зарабатывают копейки.
Эксперты считают, что это невероятно мало для парковочного бизнеса, а причина тому – мутные финансовые потоки. И никто это течение денег не направляет в законное бюджетное русло.
Автовладельцы выяснили, что чеки, которые выдают парковщики – вовсе не фискальные, по налоговой базе они не проходят.