Попытка Минобразования вывести казахстанских ученых на мировую научную арену не только опозорила страну, но и продемонстрировала тотальную безграмотность (или коррумпированность?) членов диссертационного совета. Оказалось, 40% научных статей из Казахстана были опубликованы за деньги, а не за реальные достоинства. И каждая такая статья — ступенька к ученому званию для какого-нибудь агашки.
Джеффри Билл, библиотекарь и ученый известный всему миру своей борьбой с фальшивыми изданиями, приехал в Казахстан с одной целью – научить докторантов PhD, библиотекарей и преподавателей вузов РК отличать «хищные», то есть псевдонаучные издания от солидных научных. У него есть собственный «черный список Билла», в который он включает издательства и журналы, публикующие статьи за деньги без рецензирования.
В 2013 году треть всех статей наших ученых прошла в изданиях из «списка Билла». В 2014 в «хищных» журналах было опубликовано уже 40% от всех статей. Понятно, что на эти публикации никто никогда ссылаться не будет – слабые или ошибочные материалы опубликованы в «хищных» журналах.
То, что считается позором в мире, в нашей стране вызывает уважение – людям, публикующим свои научные статьи за деньги, и таким образом накручивающим свою публикационную активность, дают ученую степень.
– Приходится признать, что сложилась традиция обмана. Некоторые ученые попадают в руки «хищных» издательств по ошибке, – рассказывает Джеффри Билл. – Здесь есть психологический расчет. Своеобразная игра на честолюбии. Каждый год по НИИ и учебным заведениям «хищные» издательства рассылают письма, которые очень похожи на письма нормальных издательств, и «на крючок» попадаются даже лучшие умы. Ну представьте, какой соблазн опубликоваться в журнале Международной оксфордской академии наук! Но эти издательства лишь рядятся в научные одежды, а на самом деле не отвечают никаким научным критериям. Их вообще нет – нет юридического адреса, нет редактора, нет рецензента. Сплошная ложь.
– Согласно правилам присуждения ученых степеней в Казахстане необходимо иметь публикации в журналах, внесенных в базу Scopus или Web of Science. И если человек серьезно нацелен на карьеру в науке, то наверное должен уметь отделить зерна от плевел, то есть отличить «хищных» от достойных?
– «Хищные» издательства научились обманывать, фальшиво декларировать свою индексацию в Scopus, приписывают чужие заслуги, научились приписывать имена известных ученых к одобрению исследований, о которых эти ученые и слыхом не слыхивали. Более того они пишут импакт-фактор (индекс цитирования, показатель важности научного журнала, — прим. ред.) от несуществующих фейковых компаний. То есть несуществующие компании дают рейтинг таким же выдуманным изданиям. Это двойной обман. Существует всего одна серьезная регулятивная база данных, Journal Citation Report компании Thomson Reuters, которой можно доверять.
– Может быть все объясняется проще – казахстанские ученые пишут статьи для степени, а не ради науки?
– Я не знаю никого из казахстанских ученых. Я не эксперт по Казахстану, но знаю много о научных журналах. Мои знания о вашей стране ограничиваются статьей из энциклопедии, которую я прочитал перед приездом в Казахстан.
– В Министерстве образования отмечают, что большинство статей наших ученых, опубликованные в зарубежных журналах, не востребованы, о чем свидетельствует отсутствие ссылок на них. Как считаете, труд казахстанских ученых не востребован мировым научным сообществом потому что они публикуются в «хищных» журналах или потому что статьи очень слабые?
– Две причины: и потому что плохой журнал, и потому что качество статей очень слабое. Вот почему нулевое цитирование.
– Тогда, возможно, Казахстан среди лидеров негативного рейтинга — по числу публикаций в «хищных» изданиях?
– Конечно, 40% – это очень много, но есть страны, к примеру, страны Восточной Европы, где научный мир полностью заражен этим явлением. Там все, что печатается, печатается в «хищных» издательствах. Эта проблема в первую очередь охватила Восточную Европу, Ближний Восток, Южную Азию и Африку, т. е. развивающиеся страны. Ситуация в Казахстане на фоне озвученных регионов далеко не такая плохая.
– А если сравнивать со странами СНГ?
– Могу сравнить с Россией. В России 1-2% всех публикаций публикуется в «хищных» журналах. В 2014 году из 50 тысяч статей российских ученых 800-1000 были опубликованы в «хищных» журналах. Казахстанские ученые опубликовали 2 тысячи статей, из них 800 в «хищных». То есть одинаковое количество, но если сравнивать в процентах, то у вас это 40%, а в России – 1-2%.
– Вы критикуете «хищные» издания, но ведь были скандалы, связанные с публикациями в весьма солидных и очень дорогих подписных журналах, где был опубликован не просто научный бред человека-ученого, а белиберда, сгенерированная компьютерной программой.
– Действительно, был ряд таких скандалов и для журналов это был большой удар по репутации. Один из возможных ответов может быть в том, что есть издатели, которые печатают материалы конференций — как вы знаете, на конференциях бывает очень много разных участников с разных стран и организаторы не могут уследить за качеством всех докладов. Когда они принимают вот этот огромный поток разных докладов, они могут пропустить искусственно созданную статью.
– Ряд исследований свидетельствует о том, что процент плохих статей тем выше, чем солиднее репутация издания.
– Это лишний раз доказывает, что система предварительной экспертной оценки нуждается в совершенствовании.
– После ваших разоблачений «хищные» издания закрываются или продолжают свою работу?
– Продолжают работать. Некоторые из них начинают судебное преследование, утверждая, что я испортил им репутацию. Это многомиллиардный бизнес из которого просто так никто уходить не хочет.
– Сколько стоит опубликовать статью в «хищном» журнале?
– По-разному. Конкуренция на этом рынке очень высока, поэтому цены не очень высокие – примерно 200-500 долларов за статью. Но в Казахстане и России эти расценки значительно выше, потому что у вас работают еще и посредники, которые увеличивают стоимость публикации в несколько раз. Насколько я знаю, здесь ученые публикуют свои статьи по цене 1500 долларов и выше.