С 15 июня 2015 года на одной из главных транспортных артерий Алматы полноценно заработала спецполоса для общественного транспорта. Тем, кто так и не смог разобраться или сомневается в том, как же двигаться и маневрировать сегодня по Абая, не нарушая ПДД, мы и спешим помочь, пишет Колеса.kz.
Полосы длиною около 9 км разметили по обеим сторонам Абая от проспекта Достык до улицы Момышулы. Две недели, пока полосы дорисовывали, а знаки устанавливали, водители имели возможность ознакомиться с нововведениями поближе и никого за выезд на «выделенку» не штрафовали. Да, правила правилами, а на практике мало кто имел дело с этими самыми полосами в своей шоферской жизни. С 15 июня ситуация изменилась, и теперь нарушителей станут наказывать, как говорится, по всей строгости закона — от 5 до 10 МРП (от 9 910 до 19 820 тенге в 2015 году). Как ездить по Абая, соблюдая ПДД, мы и расскажем сегодня, устроив этакую экскурсию по проспекту.
1. Начинаем наш обзор с Т-образного перекрестка Абая — Достык, откуда, собственно, и стартует непривычная для алматинцев полоса для общественного транспорта. Повернув направо с Достык на Абая, отныне нужно помнить, что вы ныряете на «выделенку» и ее через прерывистую линию разметки нужно фактически сразу же покинуть.
2. За автобусной остановкой неподалеку от перекрестка Абая — Достык, обозначенной соответствующей разметкой, расположена стоянка для такси (их по Абая сделали около сорока), отмеченная специальным знаком и той же разметкой.
Обычным автомобилям устраивать стоянку в этом месте нельзя. Для них предназначен длинный парковочный карман, который начинается сразу за стоянкой такси и тянется с перерывами до улицы Фурманова.
3. Стоянка в отведенных для этого местах строго параллельно бордюру. Заезд и выезд через выделенную полосу, где она дополняется (или сменяется) с левой стороны прерывистой линией разметки. Желтую сплошную на правой стороне «выделенки» при заезде и выезде из кармана можно пересекать в любом месте. Аналогичная ситуация везде, где есть карманы (их на Абая не так уж и много, в основном возле учебных заведений и торговых центров). Стоит готовиться к заезду в карман заранее, ибо, повернув там, где, допустим, увидели свободное место, вы рискуете быть оштрафованным.
4. Там, где парковочных карманов нет, остановка и стоянка любых транспортных средств, кроме общественного транспорта, строго запрещены — желтая линия разметки 1.4 согласно ПДД РК, нанесенная справа на выделенной полосе, остановку для посадки и высадки запрещает. Требование это распространяется и на остановку для посадки/высадки пассажиров из такси. Подбирать пассажиров на Абая теперь можно, только заехав в парковочный карман (если таковой свободен), что, конечно, жутко неудобно, а также на специальных стоянках для такси. Для этого водителю необходимо пересечь прерывистую линию разметки, заехать на выделенную полосу, завернуть в карман, взять «на борт» или высадить людей, вывернуть снова на спецполосу и проследовать по ней до разрыва, разрешающего «выделенку» покинуть, или же до поворота направо, если вам туда и это недалеко.
Кстати, про поворот направо. Перед каждым перекрестком на проспекте Абая также имеются разрывы, где можно заехать на полосу для общественного транспорта, чтобы совершить маневр.
5. О новых знаках, вывешенных на некоторых перекрестках по Абая, Kolesa.kz уже сообщали в новостях, но есть смысл повторить, т. к. многие водители явно путаются в их значениях или просто настолько привыкли к устоявшейся схеме проезда, что могут из-за новых алгоритмов попасть в неприятности. Итак, поворот налево с Абая на пр. Абылай хана при движении в восточном направлении (в сторону Фурманова) теперь совершается только из левого крайнего ряда. Дополнительную секцию светофора (всегда зеленый сигнал для крайнего правого ряда) здесь тоже убрали. То есть правая крайняя полоса на данном перекрестке теперь только для автобусов, остальным машинам можно двигаться прямо только по средней полосе (да, пропускная способность и без того проблемного «аппендикса» изрядно снизится), а налево уходить, соответственно, с левой, пропустив встречный транспорт. Будьте внимательны.
6. Алгоритм движения по «выделенке» в центре города, в принципе, интуитивно понятен. Следует помнить пункты ПДД о все тех же прерывистых линиях, разрешающих заезжать на спецполосу и выезжать с нее, а также о стоянках такси, парковаться на которых запрещено.
7. Перекресток Абая —Тургута Озала. Поворот налево при движении в западном направлении здесь разрешен.
8. Сужение проезжей части наблюдается в районе пересечения с улицей Брусиловского соответственно при следовании как на запад, так и на восток. Водитель, двигающийся по Абая в сторону микрорайонов, столкнется с этой проблемой, проехав улицу Тургута Озала, а направляющийся в центр — форсировав Брусиловского. Спецполоса для общественного транспорта отхватила здесь изрядный кусок проезжей части, и машинам, двигавшимся ранее по 2–3 полосам, приходится просачиваться по одной. Узкое горлышко мы особенно поругаем в период начала учебного года, в сентябре.
9. На перекрестке Брусиловского — Абая мы, кстати, встречаем и знаки, обязывающие двигаться только прямо или направо, то есть левый поворот теперь здесь запрещен. Совет: тем, кому нужно проехать в сторону гор, советуем повернуть направо, к примеру по той же Брусиловского или по следующей — Тлендиева, и правыми поворотами через маленькие улочки в том районе выехать на улицу, ведущую в южном направлении, опять-таки Брусиловского или Тургута Озала.
10. Тлендиева проезжается без каких-либо проблем. Те же прерывистые линии разметки и т. д.
11. Перекресток Абая — Утеген батыра. При движении в западном направлении он все так же прост и понятен. Поворот налево здесь запретили достаточно давно, и водители уже успели к этому привыкнуть. Направо поворачиваем, как и везде, предварительно заехав на спецполосу в месте, где это разрешено, и заняв соответствующий ряд.
12. А вот при движении в восточном направлении тех, кому нужно попасть, к примеру, на автовокзал «Сайран», на Абая — Утеген батыра ждут трудности. С недавнего времени поворот налево здесь также запретили. Теперь, чтобы проехать в сторону улицы Толе би, водителям нужно добраться до улицы Тлендиева и развернуться.
13. Абая — Алтынсарина. Перекресток этот заслуживает отдельного внимания. При движении в западном направлении он проезжается как и все остальные. Поворот налево здесь запрещать не стали. Для съезда на выделенную полосу все те же прерывистые линии.
А вот если вы движетесь по Абая на восток в сторону Фурманова, поворот направо, на Алтынсарина, нужно совершать следующим образом: дорога в этом месте пятиполосная, и «выделенка» примерно напротив торгового дома «Тигрохауд» из крайней правой превращается во вторую полосу. Справа располагается длинный парковочный карман, плавно перетекающий в полосу, как раз и предназначенную для поворота на Алтынсарина.
Двигаясь по Абая, должны будете сначала через прерывистую линию съехать на спецполосу для общественного транспорта, а уже с нее переместиться в крайний правый ряд и повернуть. Подчеркнем: выделенная полоса слева отделена от других полос желтой и белой сплошными линиями, пересекать которые запрещено, пока они не сменятся прерывистыми. А справа она ограничивается только желтой линией, пересекать которую можно как для въезда на «выделенку», так и для выезда с нее (в данном случае для поворота). Резюмируем: чтобы повернуть с Абая направо, на Алтынсарина, двигаясь в восточном направлении, нужно пересечь выделенную полосу там, где это разрешено, попасть в поворотный ряд и по сигналу светофора совершить маневр.
14. Далее, вплоть до улицы Саина, на Абая сюрпризов нет.
15. Но стоит подъехать к Саина, и мы видим, что левые повороты с Абая на Саина тоже ликвидировали при движении в обоих направлениях — что на запад, что на восток.
16. Пересечение Абая — Момышулы. Здесь выделенная полоса заканчивается. Выезд и въезд на нее при повороте тоже через прерывистые.
Городские власти обещают спецполосу продлить, когда проспект Абая продолжат в сторону Восточной объездной дороги. Но сделано это будет явно не скоро.
Вместо эпилога выделим главные постулаты из ПДД, которые надо запомнить:
За порядком на выделенной полосе станут следить полицейские автомобили, пешие патрули, видеокамеры на перекрестках и даже сами водители автобусов. Так что нравится вам или нет, что «выделенку» запустили, а соблюдать правила придется.
Согласно ПДД РК, кроме маршрутных автобусов и троллейбусов пользоваться выделенной полосой могут водители транспортных средств оперативных и специальных служб с включенным проблесковым маячком синего и (или) красного цвета, выполняя неотложное служебное задание.
Также заезжать на нее дозволено водителям транспортных средств с включенным проблесковым маячком оранжевого или желтого цвета при выполнении строительных, ремонтных или уборочных работ, водителям мобильных групп оперативного реагирования частных охранных организаций, передвижных контрольно-пропускных пунктов органов транспортного контроля на дороге.