У нас никто не удивляется, когда что-то социальное становится коммерческим. Возмущаются, качают головами, но не удивляются — время такое. Но стоит только сделать где-то что-то благотворительное, тут же начинаются подозрения, выдвигаются версии самого невероятного толка. К сожалению, у нас надо быть готовым отвечать за благотворительность и добрые дела. Как выжить добру, благотворительным и социальным проектам? Интервью с общественными деятелями Анной Шелеповой и Алексеем Кузнецовым.
— Недавно судьба свела меня с замечательными людьми, которые делают замечательное дело. В прошлом году в нашем городе появилось несколько катков, куда можно прийти и бесплатно покататься. Их называют социальными. Часто говорят: «Как это бесплатно? А полностью ли бесплатно? А на какие деньги они существуют? Это секта». Расскажите об этой идее.
— А.Ш.: Это началось 3 года назад. Алексей решил построить детскую площадку во дворе для нашего ребенка. Детей здесь много, но им негде заниматься спортом. Мы смогли найти инвесторов, активизировать соседей, привлечь волонтеров. Такие же катки появились и в других дворах. Они построены самими жителями. Это очень важно. Мы просто возрождаем культуру, которая была в советское время.
Что касается финансов, мы стали вкладывать свои деньги, нас поддержали друзья. Нужно было выровнять поверхность, убрать сухостой, провести освещение и поднять забор, правильно установить бортики, потому что у нас хоккейная коробка. Но мы сейчас ищем спонсоров и надеемся , что у нас будет универсальная площадка. Все началось со сбора денег. Я кинула клич в соцсетях. Так с друзьями и соседями мы собрали первые 350 тысяч тенге. Потом мы добавили часть своих денег, еще добавили. И в первую зиму к нам пришли дети со всего района. Всего 3000 посещений. То есть 50 детей приходили на каток каждый день. Первые 2 года каток был бесплатным. Мы работали в компании и могли себе это позволить. Отсюда и разговоры о бесплатном катке.
Когда этот проект стал частью нашей жизни, мы стали думать – нам в офисах сидеть или заниматься этим соцпроектом. И мы выбрали проект в пользу наших детей. Решили закончить этот каток и построить другие. Мы искали спонсоров. И одна компания сразу дала нам деньги – мы смогли поставить профессиональные хоккейные бортики. И она сразу стала похожа на настоящую хоккейную площадку. Потом стало понятно, что нужно платить за воду, свет. Главное наше достижение – мы организовали в этом году секции на нашей площадке. Это хоккей, бенди и фигурное катание. Но тренерам нужно платить.
— А часто бывает так – давайте построим каток на пустыре возле дворов. А земли все отданы в аренду, и тут вдруг появляется хозяин: «Что это вы здесь затеяли? Где мои «бабки»?»
— А.К.: Этот вопрос краеугольный во всем проекте. Речь о правовом статусе таких площадок. В прошлом году президент подписал закон о спорте. Этот закон подразумевает строительство дворовых, мультифункциональных для занятий в секциях площадок.
Сейчас застройщик не имеет права сдавать объект в эксплуатацию, если при нем нет таких спортивных площадок
Сохранились старые площадки советского периода. Алматинцы, если пройдут по дворам, увидят огражденные или без ограждения участки 20 на 30 метров. На карте инфраструктуры нашего города эти площадки отмечены. Внешне они уже не напоминают спортивные площадки, но парковать там машины запрещено. Они имеют статус спортивных площадок. Существует социальная проблема – пошаговая доступность этих площадок для детей и взрослых по месту жительства.
— Люди вряд ли будут смотреть схему – это спортивная площадка или нет. Все давно заросло бурьяном.
— А.К.: Но закон укрепил статус этих площадок. Наша площадка имела забор, который разваливался. Асфальт на ней положен 40 лет назад. Над головой нависали ветки, которые могли травмировать ребенка. Дети на ней играли. Но наша задача – построить качественную площадку, которая прослужит 10-15 лет. Наш сын начал заниматься спортом, поэтому шаг за шагом мы стали улучшать инфраструктуру нашей площадки. Анна как журналист помогала мне в этом. И теперь мы хотим забетонировать поверхность, чтобы она служила в летнее время. Делаем упор на игровые виды спорта – футбол, волейбол.
— Зимой — коньки, летом – ролики.
А.Ш.:Мы призываем детей бросить планшеты и прийти кататься на роликах. А родителям прекратить закрывать глаза на детей, а присоединиться к нам.
— В нашей приватной беседе вы говорили, что нашли некую формулу – как не отвлекаться от строительства площадок.
— Многие не понимают — за счет чего мы живем. Наш проект в 2015 году признали лучшим казахстанским проектом, меняющим жизнь детей к лучшему. Из 150 проектов выбрали наш. Это сделал шведский благотворительный фонд . Он платит нам зарплату среднего менеджера — это 2000 долларов, чтобы мы оставили свою работу и занимались развитием проекта. Они не дали нам 15 млн на строительство еще одной площадки. Они платят нам зарплату, чтобы мы искали инвесторов, пропагандировали идею. Мы и так это делали. И занимались бы этим даже если бы не выиграли грант. Каждый день мы делаем рассылку, пишем письма, встречаемся с людьми. У нас в Алматы есть 20 волонтеров, которые хотят такие площадки сделать в своих дворах. Но когда мы ходим по дворам, сталкиваемся с одной проблемой – люди не понимают нас.
— Недавно был твой пост в Facebook. На тебя писали телегу.
А.Ш.: На нас все время жалуются одинокие женщины, которые пережили распад Союза, девальвации и не верят ни во что хорошее. Им кажется, что мы коммерсанты – придем, оттяпаем землю и построим там казино или парковку. То же самое было и со строительством площадки в нашем дворе. Бабули прибегали: «Вы парковку строите или автомойку?» Муж с чувством юмора говорил им: «Да». И начиналась истерика. На нас писали, обвиняли в воровстве. На самом деле, мы ничего не украли – мы вложили 5 млн в наш двор. А потом люди почувствовали эффект. К ним начали приезжать внуки, семьи объединились. Стали выходить на площадку чистить снег лопатой. Вспомнили свою комсомольскую молодость. Теперь это наши первые волонтеры. Но прошло 3 года. И чтобы построить такую площадку в другом дворе, нужно большое терпение и вера, что получится.
А.К.: Нужно делать каждый день. Мы не кичимся, а просто вносим свою лепту в развитие детского массового спорта. Хотим, чтобы у нас были свои атлеты, а не закупленные в Китае.
— Ольги Шишигины, Серики Сапиевы и Ильи Ильины должны рождаться только у нас. То, что народ готов к волонтерству и благотворительности, я понял в связи с наводнениями.
А.Ш.: Культура понемногу зреет.
— Ты как-то сказала, что благотворительность порождает иждивенчество. Что вы имели в виду?
А.Ш.: У нас проводятся социальные ярмарки. Люди, столкнувшиеся с проблемами, готовы менять свою жизнь. У кого-то проблема суицида в семье, у кого-то наркотики. Когда есть сильная мотивация, человек задумывается, чем он может помочь этому обществу.
Мы начинали свой проект бесплатно. Могли себе это позволить. Но когда мы привлекли тренеров, поняли, что им нужно платить. Сказали родителям – складывайтесь, и к вам во двор будут приезжать тренеры. Сейчас мы возрождаем тренеров-общественников разного уровня. К нам приехали лучшие бомбардиры Швеции и Советского Союза по хоккею.
Ольга Шишигина была у нас с мотивационной речью. Нас поддерживает Смирнов. На предложение складываться многие ответили адекватно. Это выгодно. Не нужно тратить время на пробки и деньги бензин, чтобы возить детей на секцию. Не нужно платить 50 тысяч тенге в дорогой спорткомплекс. Если говорить о катках, у нас дефицит льда и это дорого стоит.
Но потом появились люд в норковых шубах и бриллиантовых кольцах: «Здесь два года все было бесплатно. Почему мы должны платить за ваших тренеров?» Мы говорим: «Вы не видите — как все изменилось? Здесь профессиональные бортики. Здесь горит свет. Каждый день здесь работают люди, которые чистят площадки, заливают лед, пока вы спите, чтобы завтра вы могли сюда прийти». Эти люди следили за нами, считали, критиковали. И тогда Алексей вручил одной женщине связку ключей – от подвалов, где вода, инвентарь для чистки. Плюс каждодневные отношения с КСК, с акиматом, горводоканалом. Сказал:
Вот вам ключи. Завтра я приду, заплачу 1000 тенге, чтобы все здесь было организовано.
— Классно. Я часто сталкиваюсь с мнением: «Какие они благотворители, если зазывают журналистов. Это просто пиар».
А.К.: Мы не занимаемся благотворительностью. Мы зарождаем то, что называют социальным предпринимательством. Мы провели опрос – сколько детей занимается спортом и доступность этой инфраструктуры. Секция по хоккею с шайбой стоит 55-60 тысяч.
А. Ш.: А еще ребенку нужна экипировка.
А.К.: Откуда вырастут спортсмены с такими ценами? А мы говорим о массовом спорте, чтобы наши дети были здоровыми. Мы хотим вести диалог с заинтересованными организациями. Хотим выстроить целую систему.
— Отзываются или нет?
А.Ш.: Отзываются. Мы хотим объединить добровольцев, то есть жителей дворов, власть с ее рычагами, которая уберет риск , что
придет «дядька» и скажет – убирайтесь, у меня здесь будет парковка и бизнес, который будет давать на это деньги
Сейчас с нами хочет сотрудничать акиматы Бостандыкского, Медеуского районов. Потому что аким города на совещании дал задание – масштабировать опыт военторга. Нам не просто. Много бюрократических нюансов. Нужно находить инвесторов. А им нужно объяснить – почему это выгодно. Площадка имеет свой бюджет. Хорошая площадка стоит 10 млн тенге.
Для семьи это большие деньги, а для крупной компании — это одна вечеринка и то без алкоголя
А.К. Нужно брать опыт зарубежных компаний в развитых странах. Если компания инвестирует в социальные проекты, она имеет льготы по налогам. У нас этого пока нет. Это было бы комплексным решением проблемы.
— У нас совсем не остается времени рассказать о замечательном проекте сказок. Но это лишний повод встретиться в следующий раз.
А.К.: У нашего фонда, которому еще нет года, сегодня хорошие новости. Мы объединились с общественным деятелем Викторией Моминбаевой — автором сборника «Волшебные сказки домашнего очага». Это сказки 35 авторов. Книга является благотворительным лотом. Покупая эту книгу, вы жертвуете деньги на строительство детских спортивных площадок. Одна площадка построена для детей с аутизмом в реабилитационном центре «Кенес». Вторая площадка откроется в конце месяца в «Арди». И еще одна новость – открытие новой площадки на ул. Айманова 216. Туда приходят наши спортивные звезды и призывают родителей оторваться от телевизора и выйти во двор. Этот проект реализует общественное движение «Площадки детям», с которым мы недавно объединились».
— Стану ваши волонтером — торжественно клянусь в эфире! С миру по нитке – голому рубаха. Это идеальная формула для нашей благотворительности.
Видеоверсию смотрите здесь.