Выпускники одного из крупнейших и старейших ВУЗов республики, Национального университета имени Аль-Фараби, обвиняют бухгалтерию учреждения в мошенничестве. Отдавав деньги за обучение бухгалтерам на руки, не получив при этом никаких расписок, они попали в список должников и теперь не могут получить свои дипломы. Самое подозрительное здесь то, что деньги студенты отдавали в течение нескольких лет, и их переводили с курса на курс — без задолженностей.
Грубо говоря, вместо того, чтобы платить за обучение через банк на счет КазНУ, студенты отдавали деньги напрямую бухгалтерам, а те их заверяли — все в порядке, учись, деточка! И до счетов КазНУ эти деньги уже не доходили. Теперь же, по окончании обучения, студентам выкатили долг за все эти годы. А деньги… Какие деньги?
Пока непонятно, какую роль в этой мошеннической схеме сыграло руководство КазНУ. Могли ли бухгалтеры, присваивавшие деньги студентов, сами ставить им допуск к занятиям и переводить на другой курс? Ответ на этот вопрос и будет означать степень вовлечения ректората университета в эту историю.
В поисках правды обманутые студенты далеко не сразу обратились в правоохранительные органы — сначала они вышли на депутата мажилиса Владислава Косарева.
— Ко мне действительно обратились с письмом студенты КазНУ, их было около 30 человек, — прокомментировал ситуацию Владислав Косарев. — Они писали, что в течение четырех лет регулярно перечисляли деньги в бухгалтерию за свою учебу, но квитанции за обучение им не выдавали. Далее, когда подошел срок сдачи госэкзамена, им сказали, что каждый из них должен университету такую-то сумму. Поскольку тему стоимости высшего образования в стране я знаю очень хорошо, меня возмутила эта ситуация. Я обратился с письмом в Агентство по делам госслужбы и противодействию коррупции. Те, в свою очередь, проверили университет: прихода денег от этих студентов действительно не было, но они утверждают, что приносили.
Когда вокруг этой темы начал разгораться шум и вмешалась финполиция, студентов стали по одному тихонько обрабатывать: «Ладно, не плати столько, заплати половину». Они стали гасить этот вопрос, а некоторым и вовсе говорили: «Не ори только, тихо иди сдавай экзамены». Вот так этот вопрос и замяли.
— Я знаю, что студентов уговорили только потому, что надо было скрыть факт присвоения денег, — говорит Косарев. — О том, что студенты платят деньги ни за что, я знал и раньше, потому что там, где есть государственное финансирование учебных заведений, денег на содержание части студентов, которые учатся за свой счет, хватает и из государственной казны. Мы однажды посчитали, что для обучения одного студента в вузе в год надо 98 тысяч тенге. А с него берут 400 тысяч, 600 тысяч, где-то и больше. Я давно этот вопрос трясу: как же так? Почему никто в государстве не пойдет и не посчитает, сколько денег вуз получает от государства и сколько со студентов? И в сумме какая это выходит смета на обучение? Нужны ли такие суммы, или они присваиваются и разворовываются.
Полагаю, что этот вопрос назревает везде; и в средних школах, где есть присвоение личных денег учащихся, и в колледжах.
— Этот пример надо раскручивать, потому что в вузах воруют по-черному.
Интересно, что вскоре после начала досудебного расследования в КазНУ туда с визитом приехал министр образования Аслан Саринжипов. Правда, по какому именно вопросу — неизвестно, программа рабочего визита не разглашалась. Известно лишь то, что и после ничего не изменилось.
Интересно комментирует ситуацию и руководство КазНУ. Естественно, пострадавшие студенты написали множество жалоб и заявлений, в том числе и на имя ректора КазНУ им аль-Фараби. 12 мая 2015 году за подписью первого проректора Мухамбеткали Буркитбаева они получили неоднозначный ответ:
«Проверкой установлено, что между КазНУ и Кыдырбай А.А. (одна из пострадавших студенток — прим. ред.) был заключен договор от 05.01.2012 года об оказании образовательных услуг по специальности «международное право», по очной и коммерческой форме обучения», — пишет проректор Буркитбаев. — «По договору годовая стоимость обучения для Кыдырбай А.А. составила 635 800 тенге. В соответствии с пунктом 9 договора «формой оплаты за обучение является перечисление соответствующих платежей на расчетный счет КазНУ», банковские реквизиты которого указаны в договоре.
Таким образом, в соответствии с требованиями договора Кыдырбай А.А. обязана была вносить оплату за обучение на расчетный счет КазНУ не через физическое лицо, а через банк, чего она не сделала.
В результате этого, деньги не поступили на расчетный счет вуза, в связи с чем за Кыдырбай образовался долг за обучение… Любой прием наличных денежных средств от студентов в университете запрещен и является незаконным. Также являются неправомерными и недопустимыми действия студента, который в нарушение установленного порядка передавал деньги физическому лицу за свое обучение».
Если рассуждать с позиции ректората, возникает несколько вопросов.
1. Почему руководство вуза переводило студентку с долгами с одного курса на другой, если в пункте 14 того самого договора говорится: «в случае неоплаты за обучение КазНУ имеет право не допустить обучающегося к соответствующей сессии и отчислить из КазНУ без предупреждения»?
2. Как за три года руководство университета не заметило такой внушительной недостачи на своем счете?
3. Известно ли руководству национального вуза, что таких, как Асель Кыдырбай — несколько сотен?
Все эти вопросы редакция хотела адресовать ректору КазНУ им аль-Фараби Галимкаиру Мутанову лично, однако поговорить с ним так и не удалось — на мобильный телефон он не отвечал, а его пресс-служба ушла в глухую оборону.
Теперь руководству КазНУ предстоит решить непростую задачу — доказать, что на протяжении нескольких лет бухгалтерия университета действовала самостоятельно, вводя в заблуждение не только студентов, но и ректорат. В такое верится с трудом, но… Посмотрим.
Продолжение следует