В первый день священного для мусульман-казахов месяца Рамазан начинается ораза – пост длиною в двадцать девять дней. Ораза — четвертый из пяти постулатов ислама, на которых основана жизнь правоверных. Ораза посвящается Аллаху и соблюдается с целью духовного совершенствования, раскаянии, очищения от грехов и отказа от «насф», то есть животных инстинктов.
Соблюдение поста — одно из пяти постулатов веры. Это не только обязательный отказ от приема пищи и воды днем, от излишеств ночью, но и предписание совершать богоугодные дела и, наконец, сохранять все помыслы в благочестии. Мусульмане верят, что во время соблюдения оразы все грехи сгорают и, поэтому, истово пытаются держать себя в благостном и «чистом» состоянии.
В первый день священного месяца Рамазан Председатель Духовного управления мусульман Казахстана, Верховный муфтий страны Ержан хаджи Малгажыулы, поздравляя всех правоверных мусулман Казахстана и граждан республики, сказал:
— Пост – это не только воздержание от пищи в дневное время. Пост – это духовная пища веры и исцеление тела. Пост – это школа терпимости для мусульманина, которая очищает и обновляет душу и тело. Человек, соблюдающий пост даже если видит какое-либо грубое отношение к себе должен ответить: «Я держу пост». И этим одним словом он останавливает свою гордость и проявляет терпимость. Как известно, великой наградой терпеливому является рай.
Пожилые люди или люди, которые по причинам здоровья не смогли соблюдать пост также могут по дозволению Аллаха получить вознаграждение дав ифтар соблюдающим пост. Наш пророк Мухаммед (да благословит его Аллах и приветствует) говорил:
Если кто-либо из вас даст постящемуся в этот месяц на ифтар даже половинку хурмы или воды Всевышний дарует вознаграждение за это.
По канонам ислама, во время оразы категорически запрещено произносить бранные слова, пить, курить (хотя алкоголь и так под запретом в исламе), думать о плохом, не говоря уже о том, чтобы совершать неблаговидные дела.
Интересно, насколько органично переплелись казахские традиции и мусульманские постулаты в казахской земле. Казахи, даже не столь верующие и не соблюдающие оразу, тем не менее, с удовольствием приглашают родственников, соседей и друзей на ауызашар, считая это больше традицией, чем религиозным требованием.
Ауызашар открывают глотком чистой воды, после чего уже можно приниматься за обильное угощение. Считается, что
мусульманин, устроивший угощение, может рассчитывать на прощение грехов и место в раю.
Совместное чтение молитв и вечерняя трапеза ауызашар сближают людей, возникает чувство сопричастности к истории страны, общности с судьбой своего народа.
В месяц Ораза каждый казах стремится по возможности творить добро: кто-то поможет соседу-сироте или инвалиду, кто-то пожертвует на благое дело денежные средства. В мечеть тянутся желающие принести пожертвования.
Ораза обязательна для любого достигшего возраста полового созревания мусульманина. Исключением являются
дети, беременные, находящиеся в пути путешественники, престарелые, занятые на тяжелых работах и больные люди. Для них пост необязателен, но может соблюдаться.
Если мусульманин по какой-то причине нарушит пост, он обязан этот день восполнить еще одним днем поста после месяца Рамазан. Если нарушение было непреднамеренным, случайным, то пост не считается нарушенным. Ораза не принесет пользы тем, кто солгал, взглянул на женщину с желанием или совершил преступление.
Но, даже в таком священном месяце есть одна ночь,
которая стоит тысячи ночей и называется она «Кадыр тун» (Ночь Благословения).
Считается, что в эту ночь была ниспослана священная книга Коран. В эту ночь мусульмане не спят и читают молитвы. Казахи верят, что в эту ночь Аллах принимает решение о судьбе каждого человека, учитывая его благочестие и просьбы, высказанные в молитвах.
Конец оразы знаменуется праздником Ораза-айт. Окончание поста празднуется шумно и весело в течении трех дней. После обязательного омовения, надев праздничную одежду, мусульмане спешат в мечеть для праздничной молитвы. После молитвы верующие обмениваются поздравлениями, приглашают в гости и сами отправляются на праздничную трапезу. В этот день принято навещать старших родственников, родителей, посещать кладбища, поминать усопших, читать над могилами отрывки из Корана и просить Всевышнего об облегчении их участи.
В этот день мусульмане дают нуждающимся людям обязательное пожертвование, называющееся закят. Размер пожертвования обычно устанавливает мечеть, но зякат должен быть в размере не менее 3 кг пшеницы или его денежного эквивалента. Зякат выплачивают все дееспособные мусульмане, за малолетних либо недееспособных зякат выплачивают их попечители. Мужья не платят за жен или совершеннолетних детей. Пожертвование не выплачивается родителям, бабушкам, родственникам на попечении и т.п. Зякат можно выплачивать одном неимущему, а можно разделить между несколькими. Если не нашли неимущего (не знаю. может ли быть такое), зякат надобно выплатить мечети.
Считается, что зякат дает возможность искупить грехи. В частности, очистительная милостыня дает возможность искупить грехи, допущенные в месяц Рамазан, таких, как случайное нарушение правил поста, сквернословие, пустословие, нанесенные обиды т.д.