О сакском воине-царевече Золотом человеке, найденном при раскопках в Алматинской области в 1969 году, знают все. Его стилизованная фигура украшает стелу Независимости в Алматы. Но что сейчас с останками далекого предка, кого волнует их судьба? Одни утверждают, что кости — культурное достояние и они должны служить науке, другие полагают, что кости должны быть там, где им и полагается быть — в земле. Впрочем, денег пока нет ни на то, ни на другое.
Государственный историко-культурный заповедник-музей «Иссык» был организован в 2010 году на месте раскопок иссыкских курганов по инициативе президента страны Нурсултана Назарбаева в рамках Национально-стратегического проекта «Мәдени мұра».
— Когда музей начал работать, останков Золотого человека в нем не было. Мы задались закономерным вопросом, а где же они? И в 2012 году в поисках сакского царевича появился социальный проект «Золотой человек: мифы и реальность», — говорит директор музея, кандидат исторических наук Гульмира Мухтарова. — В рамках проекта мы беседовали с учеными, археологами, которые с момента обнаружения работали с историческим памятником, исследователями Золотого человека, просто свидетелями, то есть со всеми, кто имел какое-то отношение к памятнику, который стал символом Независимости нашей страны.
Постепенно системная работа стала давать плоды, и сотрудники музея вышли на след останков древнего царя.
— В процессе нашего поиска появилась большая вероятность того, что останки могут находиться в институте судебно-медицинской экспертизы, — продолжает свой рассказ Гульмира Раиловна. — И в середине 2013 года наши поиски увенчались успехом — мы обнаружили останки Золотого человека именно там. На коробке, в которой хранились останки далекого предка, была надпись: «сдал И. Шаяхметов (скульптор-реставратор) до 1978 года». Далее костные останки были доставлены в заповедник-музей «Иссык».
По словам директора музея, останки Золотого человека уже опознали Бекен Нурмуханбетов, обнаруживший этот исторический памятник при раскопках, Алишер Акишев — сын академика Кемала Акишева, исследовавшего Золотого человека. Останки сакского царевича осмотрел также российский антрополог Егор Китов, который, сопоставив их с фотографиями, высказал предположение, что это с большой долей вероятности останки Золотого человека.
Недавно посткраниальный скелет сакского воина осмотрели известный казахстанский антрополог Оразак Исмагулов и его дочь Айнагуль Исмагулова. Тщательно изучив антропологический материал, они дали предварительное заключение о том, что кости принадлежат молодому человеку примерно восемнадцати лет. К комплексному антропологическому исследованию они готовы приступить с июня месяца текущего года.
— Сейчас мы ищем спонсора, чтобы провести анализ ДНК и перезахоронить останки. Оразак и Айнагуль Исмагуловы считают, что костные останки нельзя перезахоранивать — они нужны для исследований, но мы не согласны с таким мнением. Сейчас нужно провести тщательное исследование, получить ответы на все волнующие нас вопросы и предать останки земле, чтобы успокоилась душа далекого предка, — заключила Гульмира Раиловна.