Аркалыкский владелец двух храмов божьих Болат Абдибеков, ставший в 2013 году знаменитостью на постсоветском пространстве из-за стремления продать две мечети, вполне может стать рекордсменом: святую недвижимость стоимостью в один миллион долларов он безрезультатно реализует последние пять лет, написал сотни воззваний к спонсорам и духовенству, неоднократно побывал на приемах прокуроров страны всех уровней.
Все это бывший предприниматель делает с одной целью — вернуть деньги, потраченные им на строительство религиозных сооружений еще 16 лет назад.
— Благодаря этой «святой» стройке в середине лихих 90-х я разорился. Местные власти, выступившие гарантом возврата денег, меня обманули и не заплатили, я был вынужден судиться и пустить под нож 212 коров, чтобы рассчитаться со своими рабочими, и теперь готовлюсь к выходу на пенсию без единого тенге пенсионных отчислений, — сетует Болат Абдибеков.
Меня постоянно критикуют за то, что я продаю мечети, ведь это грех. Но я прошу людей и меня понять: связавшись с мечетями, я все потерял, мне семью не на что содержать.
— Вложенные мною в строительство несколько миллионов тенге с 90-х годов уже превратились в сотни миллионов. Я мог бы продолжать свой бизнес, дать людям рабочие места, но моя доверчивость меня подвела и теперь я вроде как сам виноват в том, что владею дворцами общей площадью 3 тысячи квадратных метров и несколькими гектарами земли в престижном районе Аркалыка, но при этом гол как сокол.
Стартовая цена мечети в Аркалыке, которую бизнесмен Абдибеков выставил на торги еще в 2010 году, равнялась миллиону долларов. Теперь на сайте рекламных объявлений здание продается за 700 тысяч долларов. Однако кроме критичных комментаторов эти публикации никого не интересуют. Покупателей на святую недвижимость с черным прошлым, к великому сожалению продавца, не было и нет, несмотря на живописную природу вокруг и презентабельный внешний вид мечетей.
— Между прочим, деньги на строительство этих мечетей по зову акимата тогда собирали с местных жителей. Отдельные совхозы и зерно тоннами сдавали, госслужащие с зарплаты скидывались. Однако, куда утекли эти пожертвования, так никто и не знает, — говорит Абдибеков.
То, что местные власти поступили с фирмой Болата Абдибекова, мягко говоря, некрасиво, они признавали еще в начале нулевых. Правда, теперь многих очевидцев событий 20-летней давности уже и в живых нет, а кто-то ушел с госслужбы, уступив теплые кресла преемникам.
К примеру, Кабдысабыр Бейсенбаев, который с 1995 по 1997 годы работал первым заместителем Амантогайского района Костанайской области, уже как частное лицо в 2002 году писал председателю Аркалыкского городского суда Куантаю Шантемирову пояснение по тому старому делу с мечетью в Аркалыке.
Вот дословный перевод текста пояснения:
«С 1995 года до мая 1997 года я работал первым замом акима Амантогайского района и начальником управления по сельскому хозяйству. В это время в районном центре строилась мечеть. Строительство вело частное предприятие «Куралай» из города Аркалык. Начальником предприятия был господин по имени Абдибеков Болат. Наряду со строительством мечети эта же бригада занималась строительством и ремонтом здания районной администрации. Финансирование строительства мечети взял на себя районный акимат. Но по указу районного акима Ахметова Сабыржана была составлена отдельная сметная документация по строительству мечети, в ней я поставил печать от имени управления по сельскому хозяйству, подтверждая, что строительство оплачено за счет управления по сельскому хозяйству. Я выступил в качестве заказчика от имени акимата. На сегодняшний день мечеть «Нур» в Амантогае служит местному населению. Я не считаю необходимым возмещение материальных затрат на строительство и выплату для строителей.
27.06.2002»
По словам Болата Абдибекова, в общей сложности он проводил отделочные работы в трех мечетях в Костанайской области — в центре Аркалыка, в поселках Жалдама и Торгай Амангельдинского района. Торгайская мечеть, за реставрацию которой Абдибекову не заплатили 15 тысяч долларов, вообще прославилась на всю страну: открывал ее в 1992 году президент страны Нурсултан Назарбаев.
В общем, как ни пытается Болат Абдибеков откреститься от реликвий, доставшихся ему по решениям судов, ничего у него не получается: здания мечетей не берут даже банки в виде залогового имущества. Но мужик не сдается — он настойчиво продолжает стучаться в высокие столичные кабинеты с жалобами на бездействие властей. А тем временем, правоверные перестали посещать скандально известные мечети, ссылаясь на то, что молиться Всевышнему в заведении с такой «славой» они не хотят.