В комитете госдоходов министерства финансов предлагают ввести уголовную ответственность за перевод денег на счета нерезидентов с использованием подложных документов. Об этом заявил заместитель руководителя управления профилактической работы и контроля комитета государственных доходов Абзал Байманов во время брифинга в Астане, сообщает LS.
Разработана новая схема вывода средств в офшоры, когда казахстанская компания выступает якобы посредником и перечисляет за рубеж денежные средства за поставку товаров другим странам.
«Это позволяет беспрепятственно выводить деньги в обход валютного контроля. Только по одной информации комитета финнадзора, в 2013 году подобным образом из страны было выведено около $400 млн. Поэтому мы предлагаем ввести уголовную ответственность за совершение валютных операций по переводу денежных средств на счета нерезидентов с использованием подложных документов», — отметил А.Байманов.
Также предлагается наделить комитет финансового мониторинга полномочиями по проверке контрагентов-нерезидентов на предмет законности деятельности и аффилированности с субъектом, эмитирующим ему денежные средства. При этом А.Байманов привел данные международной организации Tax justice network, согласно которой, за последние 20 лет отток капитала из Казахстана в офшоры составил около $140 млрд.
«О широком выводе капитала свидетельствует тот факт, что начиная с 2010 года более чем в пять раз возросло количество юрлиц, учредителями которых являются предприятия, зарегистрированные в офшорах. Объем таких переводов из Казахстана в 2012 году составил $1,4 млрд, что в три раза превышает объем возвращаемых средств. В результате оттока капитала теряется большая налогооблагаемая база, возможные инвестиции. В настоящее время в Казахстане даже отсутствует орган, ответственный за мониторинг объема вывода капитала из страны», — констатирует чиновник.
Вместе с тем несовершенство законодательства приводит к тому, что уголовно-правовые меры борьбы с оттоком капитала из страны оказываются неэффективны.
«Уголовная ответственность предусмотрена лишь за невозврат валютной выручки по внешнеэкономическим операциям. И даже по этой статье привлечение к уголовной ответственности проблематично. Так, с 2011 года в суд направлено всего четыре дела. Данное положение связано с тем, что сам факт невозврата валюты из-за границы еще не образует состава преступления», — подчеркивает А.Байманов.