Начиная с 2010 г., Казахстан и Среднюю Азию ежегодно посещает отдельная межведомственная группа правительства США, которая проводит двусторонние консультации по вопросам региональной безопасности. Последний такой визит представителей Госдепартамента США, а именно заместителя секретаря-ассистента по делам Южной и Центральной Азии Дэниэля Розенблюма и заместителя специального представителя по Афганистану и Пакистану Лорела Миллера, в Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан и Таджикистан был 20-24 апреля 2015 г.
Встречи были посвящены обсуждениям последних событий в Афганистане, включая выборы правительства национального единства, текущего состояния безопасности в регионе, а также статуса миссии НАТО в Афганистане по обучению, консультированию и содействию афганским силам национальной обороны и безопасности.
В то же время, когда в регионе работала межведомственная группа, на севере Кыргызстана состоялись совместные 4-дневные ученья войск специального назначения государств-членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) — Китая, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана (21-24 апреля). В ходе учений участники отрабатывали навыки подавления сопротивления террористических групп на открытой местности, а также внутри зданий.
Как кажется, ШОС сама ищет более широкой и активной поддержки своим антитеррористическим усилиям — 20 апреля 2015 г., штаб-квартиру исполнительного комитета региональной антитеррористической структуры ШОС (РАТС ШОС) в Ташкенте посетила делегация Совета безопасности ООН с целью обсудить борьбу с глобальными угрозами и вызовами со стороны международного терроризма.
Страна, принимающая на своей территории РАТС ШОС — Узбекистан, который традиционно ведет свой курс, также расширяет свои усилия, чтобы привлечь больше международной поддержки для поддержания региональной безопасности. Узбекистан даже нашел способы перестроить формы своего сотрудничества с НАТО — с марта 2013 года офис представителя этой организации был перемещен из Алматы в Ташкент в качестве малой миссии с дипломатическим статусом.
Что касается общего состояния отношений между НАТО и регионом. О них следующим образом высказался пресс-офис НАТО:
-НАТО продолжает углублять сотрудничество со странами-партнерами в Центральной Азии — Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном. Это является частью политики по установлению своего присутствия в стратегически важных регионах, состояние стабильности и безопасности которых тесно связано с более обширной Евро-Атлантической безопасностью.
Каждая из пяти стран имеет потенциал позитивно повлиять на будущее развитие Афганистана, где НАТО все еще продолжает оставаться весьма глубоко вовлеченным. … На Стамбульском саммите 2004 г., главы союзнических государств НАТО приняли решение придать партнерству с Центральной Азией, а также Кавказом приоритетный уровень.
Корневая страна ШОС — Китай — избирает несколько иной подход к своей деятельности в регионе. КНР делает упор на экономику, не выпячивая военное сотрудничество.
Китай уже является одним из крупнейших покупателей туркменского природного газа, но смотрит куда дальше чисто энергетики.
Китай предлагает проекты для модернизации транспортной инфраструктуры всей Евразии, а это тот вопрос, который Евро-Атлантические институты как раз упустили. В довершение ко всему Китай инспирировал и добился создания Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ), ставшего самым объективным и весомым противовесом Всемирному банку и Международному валютному фонду (МВФ), в которых доминируют США и Азиатскому банку развития (АБР), в котором доминирует Япония.
АБИИ был учрежден в октябре 2014 г., силами двадцать одного государства, но руководит этим конгломератом инвесторов КНР. Казахстан и Узбекистан тоже принимали весьма активное официальное участие в учреждении АБИИ и составлении его устава.
Многие иностранные политологи, как например автор статьи «Назарбаев и казахские выборы» Джон Дэли, расценили создание АБИИ как «прямой упрек Вашингтону». И действительно — из 57 новых членов, присоединившихся к банку четыре являются членами Совета безопасности ООН. В банк вошли 14 из 28 стран Европейского союза и 21 страна из Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (всего в ОЭСР 34 члена). И наконец, в банк вошли Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан.
А перед этим Китай достаточно долго изнывал под американским правлением во Всемирном банке и его основными кредитными институтами: Международным банком реконструкции и развития (МБРР) и Международной ассоциацией по развитию (АСР), а также Международной финансовой корпорацией (МФК). В МБРР Китай имел 5% голосов, США — 15%, в АСР Китай — 2%, США — 11%, в МФК США имели 22% голосов, Китай не имел ничего. Робкие предложения реформировать Всемирный банк и Международный валютный фонд с целью дать больше свободы развивающимся странам были заволокичены и похоронены в недрах Конгресса США. И тогда Китай решил создать свой МВФ.
АБИИ — реализация амбиций Китая самому формировать образ экономического регулировании, причем за счет средств США и тех финансовых институтов, в которых они доминируют.
Для общей осведомленности следует добавить, что официальные лица Китая заявляют, что АБИИ и его деятельность будут прозрачны, инклюзивны и ответственны. А также, что отдельный финансовый институт, поможет странам Азии развить свою инфраструктуру, чтобы на основе этого улучшить качество своих экономик. Капитал банка составляет 100 миллиардов долларов США, половину каковой суммы дал Китай. Банк, предположительно, должен начать деятельность ближе к концу сего года.
АБИИ — это серьезный аргумент против мирового господства МВФ, ВБ и АБР. В 2014 г. МВФ со своими 800 миллиардами долларов США уставного фонда имел еще не возвращенных кредитов на сумму в 75,3 миллиарда долларов США, в то время как ВБ — на сумму в 65,6 миллиарда и АБР — на сумму в 21 миллиард долларов США. В МВФ и ВБ Штаты не только доминируют, но и имеют право вето. Генеральный секретарь многостороннего внутреннего секретариата АБИИ Цзинь Лицюнь заявил, что руководство банка обеспечит участие всех государств-членов в процессах принятия решений.
Тем временем в США некоторые политики, как кажется, признали, что сопротивление Вашингтона, предшествовавшее формированию АБИИ, крутилось вокруг одного вопроса — власти. 17 марта секретарь Казначейства США Джек Лью сделал официальное заявление комитету по финансовым услугам Белого дома, в котором еще раз напомнил ему о важности МВФ и ВБ для экономических и политических интересов США и потребовал скорейших реформ для восстановления “нашего международного влияния и доверия,” и конкретно сказал следующее
-Наши инвестиции в указанные институты (ВБ и МВФ) продвигают наши стратегические интересы и международную стабильность. Каждый доллар нашего участия дает четыре от стран-участниц этих институтов. И добавил — Не случайно новые экономики смотрят в другие стороны, поскольку разочарованы тем, что, честно говоря, США задушили весьма умеренные и разумные предложения о реформировании МВФ.
Таким образом получается, что
свою карту в новой Большой игре за Центральную Азию и Афганистан успешнее всех пока разыграл Китай,
инвестировавший и продолжающий инвестировать в региональное экономическое развитие и вовлекающий всех в орбиту своего нового транс-Евразийского Шелкового пути.