13 февраля 2015 года директор ипподрома Шухрат Илахунов внезапно объявил, что все конюшни снесут и на их месте будут супермаркеты, поликлиники, социальные дома, детские сады, здания прокуратуры Жетысуского района… А чтобы в решимости намерения что-нибудь да построить никто не сомневался, Илахунов раздал уведомления, повелевающие коневладельцам вместе со своими лошадьми оперативно покинуть территорию.
Сотрудники ипподрома, тренеры, жокеи, коневладельцы, люди, которые живут благодаря иппотерапии, немедленно объединились против уничтожения ипподрома и разослали письма: президенту, премьер-министру, зампредседателя мажилиса парламента, а также в НДП «Нур Отан», акимат Алматы, минсельхоз, мининвестразвития с просьбой выкупить «арену», стоимость которой, по самым скромным подсчетам, оценивается в 17 млн долларов, и в дальнейшем содержать ее.
– Недавно один спортивный функционер известного профессионального клуба озвучил отчет о бюджетах некоторых футбольных команд, которые финансируются акиматами, – сказал во время пресс-конференции по закрытию Алматинского ипподрома серебряный призер Олимпийских игр в Сиднее по вольной борьбе Ислам Байрамуков. – Мы прикинули, нам из этих сумм достаточно 5-10% на содержание суперсовременного ипподрома и распределение призовых.
При этом никаких претензий к хозяевам ипподрома инициативная группа не имеет. Какие бы бредовые идеи не выдвигал владелец – имеет на это право. «Частная собственность неприкосновенна!», – не перестают повторять защитники ипподрома.
Между тем акимат Жетысуйского района города Алматы официальным письмом подтвердил, что ничего конкретного ТОО «Тенгри-Инвест» (собственник ипподрома, – прим.ред.) строить не планирует: «в настоящее время в управление архитектуры и градостроительства города Алматы информация о сносе ипподрома и о строительстве не поступала, документы на архитектурно-планировочное задание не подавались».
На этом фоне заявления Илахунова не поддаются никакому логическому объяснению. Сразу после пресс-конференции защитников ипподрома директор дал комментарии различным СМИ: мол, хочу продать лишь небольшую часть территории, где расположены конюшни, а на вырученные деньги хорошенько отремонтировать трибуны и дорожки. В то же самое время сотрудникам ипподрома он сообщил, что планирует разводить на территории ипподрома кумысных кобыл!
Впрочем, и до этого Илахунов не отличался логичностью и последовательностью.
– Когда Илахунов раздал уведомления, мы, инициативная группа, собрав подписи коневладельцев, тренеров, жокеев обратились с письмом к акиму Алматы и 7 марта нас вызвал замакима Болат Сауранбаев, – рассказывает волонтер по продвижению ипподрома Асель Ташибаева. На этой встрече присутствовали также директор ипподрома, аким Жетысуского района, руководители городских управлений архитектуры и градостроительства и земельных отношений.
– На собрании Болат Оспанович нас заверил, что ипподром останется. Ничего сноситься не будет, потому как строительство объектов запрещено. Государство выкупит ипподром. Директору сказал не выгонять никого, – говорит Асель Ташибаева.
Но… 9 марта Илахунов принялся за старое.
– Вопреки словам заместителя акима, директор ипподрома снова стал выгонять коневладельцев. Он запретил ввозить корма, не запускал и до сих пор не запускает любителей верховой езды, – продолжает рассказ Асель. – 10 марта замакиму Сауранбаеву вновь пришлось звонить директору Илахунову. После этого звонка директор прекратил эти действия — на некоторое время. И теперь снова выгоняет коневладельцев.
Алматинский ипподром входит в пятерку лучших ипподромов СНГ и является одним из лучших в Центральной Азии. Кто его владелец? Неизвестно. Никто до сих пор не знает имен его бенефициарных владельцев, при том, что раскрытие этих имен помогло бы решить проблему.
Официально ипподромом владеет ТОО «Тенгри-Инвест», директор которого — Серик Сарсенбаев. Но кто учредитель и, соответственно, владелец?
– Кто такой Серик Сарсенбаев, мы не знаем, не знаем и как на него выйти, – говорит представитель инициативной группы в защиту ипподрома Надир Хасанов. – Шухрат Илахунов недавно назвал имя конечного собственника предприятия – некого Юрия Судгеймера, который, согласно одним источникам, проживает в Германии, а другим – в Нидерландах.
Этот скандал с алматинским ипподромом поразительно напоминает разборки вокруг ипподромов в России — там все закончилось тем, что ипподромы сносить не стали, но с целью повышения их экономической рентабельности… разрешили работу тотализиторов.
События сразу в нескольких российских городах проходили по схеме, которую мы видим и в Алматы: неожиданно появляется идея снести ипподром и на его месте построить торговый центр. Поднимается волна общественного гнева, известные люди вступаются за конный спорт со страниц СМИ и, наконец, власти принимают «взвешенное» решение: ипподром сохраним, но превратим его из убыточного в прибыльное предприятие — узаконим конный тотализатор! И бизнесмены сыты, и кони целы. Схема в России сработала идеально — ипподромы были спасены, первые же тотализаторы привлекли на ипподромы тысячи азартных любителей скачек.
А в Казахстане тотализатор пока запрещен — денег на скачках не заработаешь. А хочется — чем мы хуже россиян?
Конный тотализатор был запрещен в Казахстане в 2005 году на волне борьбы с азартными играми. Ипподром стал убыточным. Конечно, там проводились скачки и испытания, но настоящие страсти уже не кипели, поток денег резко иссяк. Взяв кредит в банке под залог ипподрома, прежние учредители АО «Жокей Клуб РК» его не погасили. К слову, один из учредителей «Жокей Клуб РК» — акционерное общество «Тема и Ко» – эта компания была создана в ноябре 2001 года для осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса. Понятно, что для этого учредителя с 2005 года ипподром превратился из выгодного актива в балласт.
И вот 18 июня 2009 года советом директоров АО «Жокей клуб РК» было принято решение о заключении крупной сделки – ипподром выкупил ТОО «Тенгри-Инвест». А 13 февраля 2015 года ТОО «Тенгри-Инвест» вдруг решил уничтожить ипподром, а на 39 гектарах земли, недалеко от центра города, понастроить… что-нибудь.
В пользу этой версии говорят еще два факта. Во-первых, сейчас распродаются последние остатки государственной собственности и было бы странно ожидать, что государство будет выкупать что-либо обратно. Во-вторых, осенью прошлого года в Казахстан из Европы и Северной Америки было завезено более 150-200 голов чистокровных английских лошадей (об этом во время пресс-конференции сообщил Ислам Байрамуков). Эта порода выводилась специально для скачек. Наряду с резвостью (их нормой считается галоп со скоростью один километр в минуту) эти лошади способны и к мощному настильному прыжку, что делает их незаменимыми в барьерных скачках. Скакуны других пород им не конкуренты.
– Алматинский ипподром – единственный ипподром, пригодный для скачек высокопородных лошадей, – сказал президент арабского коннозаводства в Казахстане Нурлан Тлевлесов. – Так как сейчас лошади стоят очень больших денег — от 100 тысяч долларов, испытывать их на жестких дорожках никто не решается. Без ипподрома коневодство невозможно, так как мы не можем определить уровень лошади, не испытав ее на ипподроме.
То есть ипподром нужен. Коневодам. И бизнесменам. Осталось только красиво легализовать тотализатор.
Катерина Клеменкова, Александра Алёхова